Амбивалентность
(греч. Amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. Valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом. Понятие А. Было введено в научный оборот в начале 20 в. Швейцарским психиатром Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. В современной психиатрии различают ряд видов А., из которых наиболее часто выделяют.
1) А. В аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами). 2) А. В области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А. В области воли — амбитендент-ность (для которой характерны двойственность движений, действий и поступков). Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия А. Было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда. Согласно психоанализу, А. Является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик душевной жизни людей. По Фрейду, А. Выступает преимущественно в виде А. Чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и т.д., одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе.
Фрейд считал, что до определенного уровня А. Естественна и вполне нормальна, а высокая степень А. Чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное и квалифицировал это явление как принцип А. В силу действия принципа А. Вытесненное влечение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и т.д. Согласно психоаналитическому пониманию, А. Является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе.
Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (т.е. Своеобразной слитой и противоречивой двойственности установок, переживаний и т.д.). Психоаналитическая концепция А. Получила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А. Использовалось для. Характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др. В психологии и обыденной жизни понятие А. Часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременную симпатию к человеку и антипатию к нему за то или иное действие или бездействие и т.д.).
В современной научной литературе понятие А. Употребляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах.В.И. Овчаренко.
Дополнительный поиск Амбивалентность
На нашем сайте Вы найдете значение "Амбивалентность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амбивалентность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 15 символа