Анамнесис

204

(от греч. Anamnesis - припоминание) - идея-метафора др.-греч. Философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. А. Как филос. Понятие кристаллизовалось у Платона. В отличие от более общего понятия памяти А. Характеризует процесс логического и морального преображения, который следует в результате "собранности" в памяти разрозненных моментов действительности.Философема А. Содержится уже в общегреческой мифологии. Мнемосина (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз, а значит, одной из прародительниц культурного космоса. Как противоположность богини Леты (дочери Раздора), властвующей над Забвением, Мнемосина гармонизирует разрозненное, пользуясь тем, что память о целом хранится в каждой части.

Интересно, что мифологическое сознание тесно связывает Память и Забвение в процессе этического преображения человека. В Лейбадейской пещере, где Трофоний предсказывал будущее, протекали два источника - Леты и Мнемосины, - первый из которых давал очищение от хаоса прошлого, а второй - осознание судьбы. (Ср. У Данте. Омовение в Лете как условие перехода из Чистилища в Рай.)Греч, философия наследует философему А. От орфиков. Орфические мистерии и заклинания отводят процессу А. Значительную роль. Ключи Памяти, по учению орфиков, спасают душу от растворения в безличной стихии, сохраняя ее как "знающую", и выключают ее из круговорота переселения душ. Эта орфическая тема вплоть до позднего неоплатонизма остается в арсенале антич.

Философии. У пифагорейцев мы встречаемся не только с этим толкованием А., но и с целенаправленной техникой культивации памяти, что было оговорено в уставе школы и соответствовало утопическим идеям пифагорейцев. Орфические мотивы можно найти и у Гераклита, связывающего память с градацией состояний души, и у Эмпедокла с его теорией очищений как воспоминаний о прошлых переселениях души, ведущих к осознанию моральной цели этих странствий.Всесторонне раскрывает возможности философемы А. Платон, для которого А. Становится центральным понятием теории познания. С одной стороны, Платон использует образ "восковых дощечек" ("Теэтет", 191-195а), который как бы показывает материальный субстрат памяти, с другой - описывает процесс активного воспроизведения в душе тех знаний, которые не выводимы из относительного и непостоянного мира чувственного опыта, а следовательно - запечатлены во время пребывания души в мире "истинно сущего" ("Менон", 8 Lb - 86b.

"Федон", 72е - 76е. "Федр", 250b-d). В "Федре" А. Вплетается в картину циркуляции души в Космосе. В 249c-d подчеркивается, что воспоминаниями о бытии следует пользоваться правильно, чтобы прийти к "совершенным таинствам", в которых определенным образом "исполняется" предназначение души философа. Если этический аспект А. Был хорошо изучен орфико-пифагорейской традицией, то гносеологический аспект разработан впервые именно Платоном. А. В его толковании - первая концепция априорного знания в западноевропейской философии. У Платона усиливается значение "майевтических" процедур, т.е. Воздействия внешней силы, ведущей за собой субъекта "припоминания". Такой силой может выступать учитель, мистагог, партнер в диалоге, поэтическое "исступление", "удивление" и т.п.Аристотель посвящает проблеме А.

Небольшую работу "О памяти и припоминании", где кроме психофизиологического анализа проблемы памяти дает концепцию А. Как специфически человеческого качества, которое не только может идентифицировать ряд прошлых и настоящих восприятий, но и изменить расплывчатое состояние сознания, превратив его в отчетливое и активное обладание образом. Известную роль в истории философии сыграло также учение Аристотеля об активном интеллекте, который, в отличие от пассивного и вообще более низких состояний психики, не имеет воспоминаний.В средневековой философии в той мере, в какой она не принимала наследие античности, вырабатывались собственные трактовки А. Как спасительной силы памяти. Неприемлемость теории переселения душ, однако, не исключала использования психологического и гносеологического аспектов А.

Особую роль играло понятие А. И памяти в философии Августина. Сопоставляя триаду "память - интеллект - воля" с Троицей "Отец - Сын - Дух Святой", Августин возводит к божественному источнику все так или иначе связанные с памятью (названной им "благороднейшей" способностью человека) акты сознания и отождествления явлений и идей. Употребление Августином "памяти" и "бытия" как синонимов показывает, что антич. Теория А. Сохранила в его философии центральное значение. В средневековой философии сохранялось и аристотелевское понимание А. Начиная с Петра Дамиани, активно обсуждалась проблема статуса высшего интеллекта, которая обострилась в связи с рецепцией авер-роизма в 13 в. Ряду теологов оказалась близкой трактовка А.

Как деятельности, этически и даже онтологически преображающей смысл припоминаемого содержания, а значит, деятельности, способной "сделать бывшее небывшим". Отсюда важность А. Не только для теории познания, но и для теодицеи.В философии Нового времени проблема А. Теряет свою самостоятельность и растворяется в проблеме памяти как эмпирической психической способности. Некоторыми исключениями являются лишь Г. В. Лейбниц, в монадологии которого звучит платоновская тема А., и Д. Юм, чья теория ассоциаций парадоксальным путем привела к восстановлению значимости А. Как процедуры преодоления хаоса.В нем. Классической философии идея А. Оказывается особенно важной для Г.В.Ф. Гегеля. Его понятие "Erinnerung" (т.е. "воспоминание" и в то же время "погружение внутрь" как уход от внешней объективации духа к его внутренней динамике) имеет прямую связь с платоновским А.В философии 19-20 вв.

А., как и память вообще, начинает играть важную роль в тех концепциях "философии жизни", которые стремятся противопоставить диктатуре разума свободный поток витальности. У А. Бергсона А. И память как его основа оказываются единственными средствами преодоления материальной косности, но в отличие от платоновского А. Рациональная структурность эйдоса (образ, форма, сущность) становится не сердцевиной А., а его враждебным противовесом. Показательны в этом отношении построения М. Хайдеггера (припоминание "забытого" бытия) и Х.Г. Гадамера, чья герменевтика не лишена заимствований у гегелевской трактовки А. Этический аспект А. Используется в теории психоанализа, опирающейся на способность припоминания очистить сознание от "аффектов".

Своего рода аналогом филос. А. Можно считать ряд направлений литературы 20 в. (М. Пруст и др.), поставивших в центр авторского творческого акта воспоминание.В рус. Философии Вяч. Иванов делает понятие А. Едва ли не центральным в своем учении о "предвечной памяти Я", посредством которой Нетварная Премудрость учит человека превращать средства вселенской разлуки - пространство, время и инертную материю - в средства единения и гармонии. (Соч. Брюссель, 1978. Т. 3.) С.р. Также "анамнесиологию" его ученицы О. Дешарт. Nuller E. Anamnesis. Ein Beitrag zum Plalonismus. Archiv fur Geschichte der Philosophie, 1912. Bd 25. Lion A. Anamnesis and the a priori. Oxford, 1935. Hartmann N. Das Problem des Aprioris-mus in der Platonischen Philosophie // Kleinere Schiriften.

Berlin, 1957. Bd II. Huber C.E. Anamnesis bei Plato. Munchen, 1964. Ebert Th. Plato's Theory of Recollection Reconsidered // Man and World. London, 1973.А.Л. Доброхотов.

Значения в других словарях
Анамнесис

(от греч. Anamnesis- воспоминание) - термин Платона для обозначения воспоминаний, относящихся к пребыванию человеческой души в потустороннем мире. С помощью А. Душа имеет знание о сверхчувственных идеях.. ..

Анамнесис

АНАМНЕСИС. ..

Анамнесис

АНАМНЕСИС(греч. Anamnesis - припоминание, воспоминание) - в учении Платона (диалоги "Менон" и "Федон") - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания. Познание, согласно Платону, есть "воспоминание" души в "посюстороннем" мире об идеях, которые она созерцала в мире "потустороннем", до ее соединения с телом. Сверхчувственные идеи, выступающие "образцами" того, что в материальном мире проявляется через "подобия", могут быть, по Платону, постигнуты исключительно этим путем. Источником ..

Аналогия Сущего

..

Анамнезис

(от греч. Anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.. ..

Ананке (АНАНКА)

(греч. Ananke — судьба, принуждение, неизбежность) — в древнегреческой мифологии богиня необходимости, неизбежности. По оси мирового веретена, вращающегося на ее коленях, проходит Мировая ось. По одной из версий, дочери Ананке — три сестры Мойры (богини человеческой судьбы). Клото (прядущая нить человеческой жизни), Лахесис (назначающая человеческий жребий), Атропос (неотвратимо обрезающая нить жизни в назначенный час). Отождествление персонифицированной судьбы с пряхой восходит к периоду домини..

Анамнесис

(греч. Άνάμνσιςη. ..

Дополнительный поиск Анамнесис Анамнесис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анамнесис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анамнесис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа