Аномия

157

(франц. Anomie — отсутствие закона, организации) — философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. Был поставлена Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда", где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. Возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно-установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур.

Состояние А. Может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом. В "Самоубийстве" Дюркгейм выделил три типа самоубийств. "эгоистические", "альтруистические" и "анемические". Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. Одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что "А." начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 века граница между нормой и патологией постепенно стирается.

Дюркгеймовская трактовка А. Была развита Мертоном, который ввел систему понятий, описывающих феномен "отклоняющегося" (деви-антного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты, определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мер-тон выделял две мыслимых разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры. А) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей.

Б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, "первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости". Мертон считал, что А. "взывается к жизни" именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, "деклассированном" состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А.А.А.

Грицинов.

Значения в других словарях
Аномия

АНОМИЯ (от франц. Anomie - отсутствие закона - организации), социологическое и социально-психологическое Понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии в..

Аномия

АНОМИЯ (от французского anomie - отсутствие закона, организации), Понятие>, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречиями между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие> "аномия" введено Э. Дюркгеймом.. ..

Аномия

(греч.). Беззаконие.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Аномия

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Аномия

Нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм.. ..

Аномия

(от франц. Anomie отсутствие закона, организации). ..

Аномия

(букв. Безнорматив-ность). ..

Аномия

(букв. Безнорматив-ность) - состояние социальной дезорганизации и социальной нестабильности, при котором ослабевает контроль социальных норм за поведением индивида, что возможно либо вследствие того, что сами эти нормы ясно не сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо вследствие конфликта между различными или противоречащими друг другу нормами. Такое состояние "без-нормативности" оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют ясно, как следует себя вести, а часто и..

Аномия

1. А. (англ. Апотга. От греч. Ап - отрицание + onyma - имя) - частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов, но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.2. А. (фр. Anomie - отсутствие закона. Англ. Anomie или апоту) - социологический термин, введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены утрачивают уважение и доверие к существующим нормам, ценност..

Аномия

— понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивида или общественного сознания, которое характеризуется разложением, распадом, крушением привычной системы ценностей, обусловленных общественным кризисом данного общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства членов общества. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности.. ..

Аномия

АНОМИЯ (франц. Anomie - отсутствие закона, организации) - философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. Был поставлена Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда", где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, бы..

Аномия

(‹ гр. Anomos беззаконие) - понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся острым кризисом (распадом) системы ценностей, обострением противоречия между целями и возможностями их достижения. А. Выражается в нарастании апатии, отчуждённости, разочарованности, в девиантном поведении. В социально-политическую теорию понятие А. Было введено Э.Дюркгеймом, утверждавшим, что проблема А. Порождена переходным - от традиционного к сов..

Аничков Дмитрий Сергеевич

(род. 1733 – ум. 1788) – рус. Просветитель, философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. Автор философских трудов «Слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости Божией и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «Рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), «Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного..

Аномалия

(от греч. А – отриц. Частица и nomos – закон) – отклонение от нормы, от общей закономерности. Равнозначно. Анормальность.. ..

Ансельм (Аnselm) Кентерберийский

(1033-1109) - теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания. "Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь". В противоположность умозаключениям к бытию Бога от бытия вещей развил т.н. Онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия к..

Ансельм Кентерберийский (Аnselm)

(1033—1109) — теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 — архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения. "Монолог", "Прибавление к рассуждению" ("Proslogion"), "Диалог о грамматике" и др. А.К. Продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую, традицию в философии, поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась А.К. В духе августинианства. Вера предшествует разуму ("верю, чтобы понимать"). Однако, по А.К., разу..

Дополнительный поиск Аномия Аномия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аномия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аномия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа