Ансельм Кентерберийский (Аnsеlm)

194

(1033-1109) — теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 — архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения — "Монолог", "Прибавление к рассуждению" ("Proslo-gion"), "Диалог о грамматике" и др. А.К. Продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую, традицию в философии, поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась А.К. В духе августианства. Вера предшествует разуму ("верю, чтобы понимать"). Однако, по А.К., разум с помощью искусства диалектики должен прояснить истину, которая содержится в положениях веры. А.К. Полагал, что рациональному доказательству доступны все "истины откровения". Диалектика оказывается, т. Обр., своеобразным орудием веры.

Христианское вероучение, с одной стороны, обусловливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой — предопределяет и его конечные выводы. Попытка рационально обосновать догматы вероучения (сотворение мира из ничего, догматы Троицы, первородного греха, искупительной жертвы Иисуса и др.) осуществлялась А.К. На концептуальной основе философского "реализма". А.К. Выдвинул т. Наз. Онтологическое доказательство существования Бога. Он постулировал необходимость существования такого объекта, выше которого ничто помыслить нельзя. Из понятия Бога как максимального совершенства А.К. Выводил реальность его бытия. Отождествляя, по существу, мысль с бытием, выводя онтологию из логики, А.К. Утверждал, что если Бог мыслится как совокупность всех совершенств — он вечен, всеведущ, всеблаг, бесконечен и т.д., — то он должен обладать и предикатом существования, иначе все совершенства окажутся мнимыми.

А.К. Удалось сформулировать в логически чистом виде важную проблему. Можно ли осуществлять умозаключения от мышления к бытию, переходить от чистой мысли к фактическому существованию. А.К. Уделял также внимание этическим вопросам (например, свобода воли и свобода выбора), предложил свою концепцию истины (учение о рефе-ренциальной, препозициональной и актуальной истинах) на основе изучения семантической функциональности языка и поиска внутренних законов, управляющих языком. Теория языка Бога у А.К. Сопоставима с "логосом" Платона, и "Verbum" Августина (речь Бога — это точный образ природы вещей, соответственно, слова человека — неточные и неполные образы вещей). Позиция "крайнего реализма" (см. Реализм). А.К. Многократно подвергалась философской критике, начинал от его современников и до Канта.

Однако значение его учения определяется, с одной стороны, рационализацией ав-густианства, а с другой, — разработкой концептуальной основы схоластической философии.А.Р. Усманова.

Значения в других словарях
Ансельм (Аnselm) Кентерберийский

(1033-1109) - теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания. "Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь". В противоположность умозаключениям к бытию Бога от бытия вещей развил т.н. Онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия к..

Ансельм Кентерберийский (Аnselm)

(1033—1109) — теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 — архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения. "Монолог", "Прибавление к рассуждению" ("Proslogion"), "Диалог о грамматике" и др. А.К. Продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую, традицию в философии, поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась А.К. В духе августинианства. Вера предшествует разуму ("верю, чтобы понимать"). Однако, по А.К., разу..

Антагонизм

(от греч. Antahonisma - спор, борьба) - противоречие, для которого характерна острая непримиримая борьба враждующих сил, тенденций. Термин "А." употреблялся в религиозных системах, применительно к борьбе добра и зла, в филос. Учениях И. Канта, А. Шопенгауэра, К. Маркса и др.. ..

Антецедент

(от лат. Antecedens - предшествующий) - в условном высказывании "Если А, то В" высказывание "А". Высказывание "В" называется консеквентом. Напр., в условном высказывании "Если сейчас день, то светло" А. Является высказывание "Сейчас день". Иногда термин "А." используется в расширительном смысле для обозначения посылки, основания, причины, условия и т.п.. ..

Дополнительный поиск Ансельм Кентерберийский (Аnsеlm) Ансельм Кентерберийский (Аnsеlm)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ансельм Кентерберийский (Аnsеlm)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ансельм Кентерберийский (Аnsеlm), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 32 символа