Антиномия
(от греч. Antinomia - противоречие в законе) - рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. Является "Лжеца" парадокс.Наибольшую известность из открытых уже в 20 в. Получила А., указанная Б. Расселом.Примером достаточно простой и оригинальной А. Может быть следующее рассуждение. Некоторые слова, обозначающие свойства, обладают тем самым свойством, которое они называют. Так, прилагательное "русский" само является рус, "многосложное" - многосложно, а "шестислоговое" имеет шесть слогов. Такие слова, относящиеся к самим себе, называют а у -тологическими. Слова, не имеющие свойства, обозначаемого ими, гетерологическими. Последних в языке подавляющее большинство.
"сладкое" не является сладким, "холодное" - холодным, "однослоговое" - однослоговым и т.д. Разделение прилагательных на две группы представляется ясным и не вызывающим возражений. Оно может быть распространено и на существительные. "слово" само является словом, "существительное" - существительным, но "стол" - это не стол, а слово "глагол" - не глагол, а существительное. А. Обнаруживается, как только задается вопрос, к какой из двух групп относится само прилагательное "гетерологическое". Если оно аутологичсское, то обладает обозначаемым им свойством и должно быть гетерологическим. Если же оно гетерологическое, то не имеет называемого им свойства и должно быть поэтому аутологическим.А. Рассела связана с понятием множества.
Относительно каждого множества представляется осмысленным задать вопрос, является оно своим собственным элементом или нет. Напр., множество всех людей не является человеком, так же как множество стульев - это не стул. Но множество, объединяющее все множества, представляет собой множество и, значит, содержит самое себя в качестве элемента. Назовем множества, не содержащие себя в качестве элемента, обычными, содержащие себя - необычными и рассмотрим множество, составленное из всех обычных множеств. Поскольку это множество, о нем можно спрашивать, обычное оно или нет. Ответ, однако, оказывается обескураживающим. Если оно обычное, то, согласно своему определению, оно не должно содержать самое себя в качестве элемента, поскольку содержит все обычные множества.
Но это означает, что оно является необычным множеством. Допущение, что рассматриваемое множество представляет собой обычное множество, приводит, т.о., к противоречию. Значит, оно не может быть обычным. С др. Стороны, оно не может быть также необычным. Необычное множество содержит самое себя в качестве элемента, а элементами рассматриваемого множества являются только обычные множества. В итоге множество всех множеств, не являющихся собственными элементами, есть свой элемент в том и только том случае, когда оно не является таким элементом. Полученное противоречие говорит о том, что такого множества не существует. Но если столь просто и ясно заданное множество не может существовать, то в чем различие между возможными и невозможными множествами.
Наивное, или интуитивное, представление о множестве как сколько угодно обширном соединении в чем-то однородных объектов способно вести, т.о., к противоречию и нуждается в прояснении и уточнении.А. Рассела не имеет специфически математического характера, ее можно переформулировать в чисто логических терминах. Рассел предложил следующий популярный вариант открытой им А. Представим, что совет какой-то деревни так определил обязанности парикмахера. Брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли он брить самого себя. Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя.
Т.о., этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется, невозможно.Необходимым признаком логической А. Обычно считается логический словарь, в терминах которого она формулируется. Однако в логике нет четких критериев деления терминов на логические и внелогические. Кроме того, в логических терминах можно сформулировать и внелогические утверждения.На первых порах изучения А. Казалось, что их можно выделить по нарушению какого- то еще не исследованного положения или правила логики. Особенно активно претендовал на роль такого правила введенный Расселом "принцип порочного круга", согласно которому в совокупность не должны входить объекты, определимые только посредством этой же совокупности.
Все А. Имеют общее свойство - самоприменимость, или циркулярность. В каждой А. Объект, о котором идет речь, характеризуется посредством совокупности объектов, к которой он сам принадлежит. Если мы, к примеру, говорим. "Это высказывание ложно", мы характеризуем данное высказывание путем ссылки на совокупность всех ложных высказываний, включающих и данное высказывание. Однако циркулярность - свойство и многих непарадоксальных рассуждений. Такие примеры, как "самый большой из всех городов", "наименьшее из всех натуральных чисел", "один из электронов атома меди" и т.п., показывают, что далеко не всегда циркулярность ведет к противоречию. Однако провести различие между "вредной" и "безвредной" циркулярностью не удается.А.
Свидетельствуют о несовершенстве обычных методов образования понятий и методов рассуждения. Они играют роль контролирующего фактора, ставящего ограничения на пути конструирования систем логики.Один из предлагавшихся путей устранения А. - выделение наряду с истинными и ложными бессмысленных высказываний. Этот путь был предложен Расселом, объявившим А. Бессмысленными на том основании, что в них нарушаются требования особой "логической грамматики". В качестве последней Рассел предложил теорию типов, вводящую своеобразную иерархию рассматриваемых объектов. Предметов, свойств предметов, свойств свойств предметов и т.д. Свойства можно приписывать предметам, свойства свойств - свойствам и т.д., но нельзя осмысленно утверждать, что свойства свойств имеются у предметов.
Напр., высказывания "Это дерево - зеленое", "Зеленое - это цвет" и "Цвет - это оптическое явление" осмысленны, а, скажем, высказывания "Этот дом есть цвет" и "Этот дом есть оптическое явление" - бессмысленны.Исключение А. Достигается также путем отказа от "чрезмерно больших множеств", подобных множеству всех множеств. Этот путь был предложен нем. Математиком Е. Цермело, связавшим появление А. С неограниченным конструированием множеств. Допустимые множества были определены им некоторым списком аксиом, сформулированным так, чтобы не выводились известные А.Были предложены и др. Способы устранения А. Ни один из них не лишен, однако, недостатков.Френкель А.А., Бар-Хиллел Й. Основания теории множеств. М., 1966. Клайн М. Математика.
Утрата определенности. М., 1984.А.А. Ивин.
Дополнительный поиск Антиномия
На нашем сайте Вы найдете значение "Антиномия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антиномия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 9 символа