Апейрон

295

(греч. Alpha — отрицательная частица, peiron — предел, конец) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. Уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. В предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. Как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего.

Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. В качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале. Если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу.

Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. Сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели "форма — материя", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля.Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Апейрон

(греч. Áреiron — бесконечное) в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. Было шагом вперёд в выработке понятия материи по сравнению с отождествлением перво-вещества с одним каким-либо веществом (водой, воздухом), проводимом Фалесом и Анаксименом. Понятие А. Истолковывали Александр Афродизийский (как что-то промежуточное между воздухом и водой, огнем и водой или воздухом), пифагорейцы (как беспредельное бесформенное начало, вместе с противополож..

Апейрон

АПЕЙРОН (греч. Apeiron - бесконечное - беспредельное), термин древнегреческой философии. У ранних философов - свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев - синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в "Физике".. ..

Апейрон

Протовещество. ..

Апейрон

АПЕЙРОН. ..

Апейрон

(греч. О‘ - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее 'беспредельное'. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) 'беспредельное' исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. Уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содерж..

Апейрон

АПЕЙРОН (греч. А - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. Уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ..

Антропоцентризм

(от греч. Anthropos - человек, kentron - центр) - позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. Предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. Целесообразности, т.е. Телеологически. К А. Явно тяготел Сократ, существенные элементы А. Есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, истолковывающем мир в терминах человеческого существования.. ..

Апатия

(от греч. Apatheia - отсутствие страданий, бесстрастие) - термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.. ..

Апель (Аpel) Карл Отто

..

Апель (Аpel) Карл-отто

(р. В 1922) — немецкий философ, один из основоположников современной версии философии постмодерна. Окончил Гётевский университет (Франкфурт-на-Майне), где в 1972 стал профессором философии. Ученик Э. Ротхакера. Испытал влияние концепций Пирса, Хайдеггера, Витгенштейна, Гадамера, Дж. Остина, Хабермаса, Дж. Серля. Основные сочинения. "Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико" (1963), "Трансформация философии" (1973), "Идея трансцендентальной грамматики" (1974), "Идейная эволюция Ч.С. Пирса..

Дополнительный поиск Апейрон Апейрон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апейрон" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апейрон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа