Априори

235

(лат. A priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин. Из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. И познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априорное", предположив, что позна- ние вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл "вечными истинами" и приравнивал познание А. К умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию.

Благодаря Вольфу, понятие А. Вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал. "...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта". Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание "складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...". Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание.

Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем Кант будет считать априорными только те знания, которые, безусловно, не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит "чистые априорные" — те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Более того — те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще — законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов. "все", "вся" и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей.

Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным — доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась, таким образом, в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса. Количества, качества, модальности и отношения.

Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциальности.Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Априори

(от лат. A priori, буквально — из предшествующего) знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин «А.» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту. Позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины — путём..

Априори

АПРИОРИ (от лат. Apriori - из предшествующего) - понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.. ..

Априори

АПРИОРИ (от латинского a priori - из предшествующего), знание>, предшествующее опыту и независимое от него. Понятие> теории познания, противоположное апостериори>.. ..

Априори

(лат. A priori - из предыдущего),философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. A posteriori - из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение "7 + 5 = 12" универсально в том смысле, что не имеет исключе..

Априори

[лат. A priori - из предшествующего] - 1) независимо от опыта, до опыта. Противоп. - АПОСТЕРИОРИ. 2) филос. В теории познания. Знание о фактах, полученное до изучения их на опыте. Знание, изначально присущее сознанию. 3) разг. Заранее, предварительно.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)исследование и заключение о вещах и явлениях независимо от опыта, но, конечно, не вопреки фактам.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М...

Априори

Заранее. ..

Априори

Нареч. Лат. Гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом. Противопол. Апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом.. ..

Априори

Нареч.1) Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп. Апостериори).2) Заранее, предварительно.. ..

Априори

Нареч. (книжн.). Не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта. Противоп. Апостериори.. ..

Априори

Нареч. (от латин. A - от и prior - предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, противоп. Апостериори. Судить о чем-н. Априори.. ..

Априори

От лат. A priori -из предшествующего А. Независимо от опыта, до опыта. Б. Заранее, наперед, предварительно. В. Знание о фактах, полученное до изучения их на основе опыта.. ..

Априори

(от лат. Apriori из предшествующего). ..

Априори

В переводе с латинского означает "исходя из того, что предшествовало". Рассуждение, строящееся дедуктивно, как, например, гипотеза, сформированная на основе положений, предварительно сформулированных, или принципов, предварительно принятых.. ..

Априори

(от лат. A priori - из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в ср.-век. Схоластике в противоположность апостериори. ..

Априори

(от лат. A priori. ..

Априори

(лат. A priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин. Из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. И познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина..

Априори

АПРИОРИ (лат. A priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. И познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил с..

Априори

1) Независимо от опыта, до опыта, не опираясь на факты и практику. 2) (Перен.) заранее, наперед, не проверяя (напр., А. Что-либо утверждать или с чем-либо соглашаться).. ..

Апперцепция

(от лат. Ad - при, perceptio - восприятие) - осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний. А. Противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. Означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.В психологии под А. Понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знани..

Апресян Рубен Грантович

..

Априори И Апостериори

..

Априоризм

Общее обозначение учений, принимающих идею априори в познании, действии, чувствовании. Речь может идти о теоретико-познавательном, логическом, этическом, эстетическом и др. Видах А. (см. Априори и апостериори). Понятие возникло во втор. Пол. 19 в. Для обозначения тех интерпретаций И. Канта и тех сочинений неокантианцев, которые исходили из кантовского понятия априори. В этот период следует выделить психологическое, физиологическое, антропологическое, логическое и трансцендентально-логическое ист..

Дополнительный поиск Априори Априори

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Априори" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Априори, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа