Априорные Синтетические Суждения —

151

В "Критике чистого разума" Канта — одна из групп в совокупности априорного знания. Разновидность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знание является новым, по сравнению со знанием, заключенном в субъекте. В суждениях данной разновидности имеет место, по Канту, новое соединение, новый синтез знаний, поэтому он и называет их синтетическими, "расширяющими" суждениями. Роль А.С.С. В познании, по Канту, чрезвычайно важна. Так, если аналитические суждения (а они своим предикатом ничего не присоединяют к понятию субъекта, а только разлагают его на части путем анализа, которые уже мыслились в нем) необходимы для познания в том плане, что придают "требующуюся для уверенного и широкого синтеза" отчетливость нашим понятиям, то А.С.С.

Являют собой, согласно Канту, конечную цель всего нашего познания, действительно выстраивая все его новое здание и требуя непрестанного обращения к опыту. Кант акцентирует внимание на А.С.С. Еще и потому, что в них находит свое выражение такая способность человеческого познания, как приобретение не просто новых, но и обладающих статусом всеобщности и необходимости знаний, воплощающих в себе по сути цель любого познавательного процесса. Эти всеобщность и необходимость достигаются, однако, не посредством апелляции к опыту, который, в принципе, не способен дать такого знания, а благодаря особым познавательным способностям человека. Наивысшего воплощения эти способности достигают в науке, истины которой, как считает Кант, и являют собой постоянно добываемые и обновляемые А.С.С.

Такие суждения уже существуют, т.е. Возможны. Главной проблемой всей "Критики чистого разума" становится вопрос о том, как они возможны. Как вообще возможно новое, истинное знание, обладающее непререкаемой всеобщностью и необходимостью. Вся архитектоника главной кантовской работы представляет собой последовательную конкретизацию этой центральной проблемы, которая оформляется в три тесно связанных между собой вопроса. А) как возможны априорные суждения в математике. Б) как возможны априорные суждения в естествознании. В) как возможны априорные суждения в метафизике. Отвечая на них, Кант одновременно исследует присущие всем людям познавательные способности, или формы познания, применяемые в этих областях зна- ния, — чувственность, рассудок и разум.

Постепенно Кантом выдвигается на первый план вопрос о возможности А.С.С. В метафизике. Последний, в свою очередь, трансформируется в проблему ее (метафизики) возможности как науки вообще со своим специфическим предметом, проблематикой, языком и т.п. [см. Также "Критика чистого разума" (Кант).]Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Априори И Апостериори

..

Априоризм

Общее обозначение учений, принимающих идею априори в познании, действии, чувствовании. Речь может идти о теоретико-познавательном, логическом, этическом, эстетическом и др. Видах А. (см. Априори и апостериори). Понятие возникло во втор. Пол. 19 в. Для обозначения тех интерпретаций И. Канта и тех сочинений неокантианцев, которые исходили из кантовского понятия априори. В этот период следует выделить психологическое, физиологическое, антропологическое, логическое и трансцендентально-логическое ист..

Апулей (Аpuleius) Люций

..

Арабская Философия

См. Мусульманская философия.. ..

Дополнительный поиск Априорные Синтетические Суждения — Априорные Синтетические Суждения —

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Априорные Синтетические Суждения —" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Априорные Синтетические Суждения —, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 34 символа