Атман

327

(санскр. Atman - сам себя. Тело. Сущность, душа, дух, мировой дух) - кардинальное понятие инд. Мысли, означающее безначальное и непреходящее, "субстанциональное" духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной структуре. Первые свидетельства об А. Как о духовно- сущностном начале человека содержатся в Атхарваведе (Х.2.32) и в др. Гимне того же собрания, где достигший совершенства в воздержании знает того А., который мудр, непреходящ и "вечно юн" (Х.2.43- 44). Инд. Мысль рано начинает осваивать идею единства сущности микро- и макрокосма. В "Шатапатха-брахмане" прямо утверждается, что А. Есть правитель и царь всех существ (XIV.5.5.15). В том же тексте цитируется и вдохновенное наставление мудреца Шандильи, согласно которому весь этот мир умещается в А.

Во "внутреннем сердце", что меньше рисового, горчичного или просяного зернышка или даже сердцевины рисового зернышка и одновременно больший, чем Земля, атмосфера, небо и все миры, и это вседействующее, всежелающее, всеобоняющее, всеощущающее, всеохватывающее, "молчаливое" и ничем не обусловленное начало есть "мой А.", сокровенный, и он же - Брахман, в которого знающий "войдет" после смерти (Х.6.3). Начиная с Брахман, Араньяк и Упани-шад (см. Веды) А. Отождествляется с абсолютным началом бытия всего мироздания - Брахманом. Учение об А. - демаркационная линия между начальной брахманистской философией (сер. I тыс. До н.э.), а затем ее классическими школами (в санкхье его "замещает" пуруша - "человек"), с одной стороны, и отрицавшими его (по разным основаниям) материалистами и буддистами - с другой (последние время от времени вводили "псевдо-А." в виде пудгалы - "персоны", алаявиджняны - "аккумулированного сознания", и т.д.).

Однако и брахманистские трактовки А. Содержали значительные расхождения в связи с его нумерическими характеристиками и существенными атрибутами..

Значения в других словарях
Атман

(санскр. — душа, дух) термин индийской философии, в частности системы Веданта, обозначающий мировой дух. А. — синоним Брахмана. ..

Атман

АТМАН - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало. Начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.. ..

Атман

АТМАН, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное>) духовное начало. Начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество Атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.. ..

Атман

[санскр. Atman - дыхание, дух] - в индуизме (ИНДУИЗМ). Глубинная сущность личности, не изменяющаяся при реинкарнации (РЕИНКАРНАЦИЯ), наивысший дух.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Атман

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Атман

Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало. Начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.. ..

Атман

(Attman), Артур (р. 31.X.1910) - швед. Историк, специалист в области швед.-рус. Экономич. Отношений в 16 и 17 вв. В 1947-49 - ректор нар. Семинарии в Линчёпинге. С 1954 - проф. Экономич. Истории в Гётеборгском ун-те. В 1958-59 А. Работал в архивах СССР, собирая материал по рус.-швед. Отношениям. В своих работах А. Придает большое значение рус. Торговле на Балтике в 16 в., подчеркивая растущую роль рус. Рынка для швед. И европ. Торговли того времени.Соч. Den ryska marknaden i 1500-talets baltiska..

Атман

АТМАН (санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. Излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. И пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. Подвижен и п..

Атипический

(от греч. А – отриц. Частица и typos – отпечаток) – отклонение от типа или от типического.. ..

Атлетический Тип

Тип крепкого сложения тела (конституция). Ему соответствуют темпераменты, отличающиеся сдержанностью (которая может сменяться вспыльчивостью).. ..

Атом

(от греч. Atomos – неделимое) – мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. Ч. И душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пре- • бывая в постоянном движении. Различают- ' ся по форме и величине, порядку и положению. Бойль и в особенности Дальтон («Новая система философии химии», . 1808) ввели понятие атома в химию, что оказалось для нее весьма плодотворным. В настоящее время атом является предме..

Атомизм

(от греч. Atomon – неделимое) – атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.. ..

Атман

..

Атман

В общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. Е. "сам, сам себя. Собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение. Рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с нек-рыми предпосылками. В самом широком смысле А. Чего-то или (гораздо..

Атман

Атман (кит. Во - субстанциальное "Я").. ..

Атман

(санскр. Âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), - как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении А. Выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее. Он непостижим и не..

Дополнительный поиск Атман Атман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Атман" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Атман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа