Бакрадзе Константин
(1898-1970) — грузинский философ и логик. В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе. В 1922-1925 — в Германии, где работал у Гуссерля, И. Кона, Р. Кронера. По возвращении работал в Тбилисском университете и академическом Институте философии, член АН Грузинской ССР. Основные работы (первые публикации, за редким исключением, — на грузинском языке). "Проблема диалектики в немецкой философии" (1929). "Система и метод в философии Гегеля" (1936). "Логика" (1946). "Логика" (1951, на русском языке). "Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии" (1960, на русском языке). "Экзистенциализм" (1962). "Прагматизм" (1965). "История новой философии" (1969) и др. Основная сфера интересов Б. — история философии.
Развитие европейской философии понимается как единый, внутренне связанный процесс последовательного развертывания мысли. Сама философия понимается как дисциплина, делающая предметом познания само познание и разрабатывающая категориальную сетку культуры. Центральная ее проблема, при решении которой и разворачивается все многообразие вариантов решений, — субъект-объектное отношение. Оно, в свою очередь продуцирует три группы проблем. 1) проблему объективной действительности, без решения которой нельзя построить теорию познания. 2) проблему познания как объективного знания. 3) проблему метода. Универсальный метод познания — диалектика, разработанная в немецкой классической философии. В связи с этим утверждением Б.
И саму философию трактует как диалектику. Историко-философские анализы Б. Охватывают временной период от эпохи Возрождения до второй половины 20 в., однако ключевой период европейского философского развития для Б. — классический немецкий идеализм, а основная фигура — Гегель. Б. Понимает немецкую классическую философию как внутренне цельное "монистическое" явление (от Канта через Фихте и Шеллинга к Гегелю), как философию сободного и бесконечного субъекта (трансцендентального субъекта, "сознания вообще"). В основе анализа — триадич-ная схема (субъект-раздвоение субъекта — возвращение субъекта к самому себе или. Бесконечный разум — ограничение разума — познание разумом себя и восстановление бесконечности). Эту схему, вернее ее имплицитное воплощение, он обнаруживает уже у Канта, наиболее эксплицитное ее выражение — у Гегеля.
Проблема познающего субъекта — обнаружение своей бесконености в конечном. Как наиболее яркое воплощение философии субъекта Б. Анализируется система Фихте. Основная проблема философии Шеллинга — возможность перехода от абсолютного к его противоположности (как абсолютное может выйти за свои пределы). В качестве второй объединяющей идеи Б. Рассматривает становление и развитие диалектики, связанное с устранением "вещи в себе", ограничением рассудка и прорывом к разуму, проведением последовательного монизма. В то же время Б. Показывает как одно из основных противоречий идеалистической диалектики — неустранимый из нее дуализм, что им было продемонстрировано на примере гегелевской системы, допускающей свое "прочтение" и как теории воплощения, и как пантеистической концепции.
В то же время Б. Отстаивает единство системы и метода у Гегеля, рассматривая метод как познанную форму внутреннего, собственного движения содержания, или абсолюта, идеи духа. Кроме историко-философской проблематики Б. Известен своими разработками предмета логики, синтезирующим подходом к проблеме соотношения формальной и диалектических логик.В.Л. Абушенко.
Дополнительный поиск Бакрадзе Константин
На нашем сайте Вы найдете значение "Бакрадзе Константин" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бакрадзе Константин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 19 символа