Бакрадзе Константин

204

(1898-1970) — грузинский философ и логик. В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе. В 1922-1925 — в Германии, где работал у Гуссерля, И. Кона, Р. Кронера. По возвращении работал в Тбилисском университете и академическом Институте философии, член АН Грузинской ССР. Основные работы (первые публикации, за редким исключением, — на грузинском языке). "Проблема диалектики в немецкой философии" (1929). "Система и метод в философии Гегеля" (1936). "Логика" (1946). "Логика" (1951, на русском языке). "Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии" (1960, на русском языке). "Экзистенциализм" (1962). "Прагматизм" (1965). "История новой философии" (1969) и др. Основная сфера интересов Б. — история философии.

Развитие европейской философии понимается как единый, внутренне связанный процесс последовательного развертывания мысли. Сама философия понимается как дисциплина, делающая предметом познания само познание и разрабатывающая категориальную сетку культуры. Центральная ее проблема, при решении которой и разворачивается все многообразие вариантов решений, — субъект-объектное отношение. Оно, в свою очередь продуцирует три группы проблем. 1) проблему объективной действительности, без решения которой нельзя построить теорию познания. 2) проблему познания как объективного знания. 3) проблему метода. Универсальный метод познания — диалектика, разработанная в немецкой классической философии. В связи с этим утверждением Б.

И саму философию трактует как диалектику. Историко-философские анализы Б. Охватывают временной период от эпохи Возрождения до второй половины 20 в., однако ключевой период европейского философского развития для Б. — классический немецкий идеализм, а основная фигура — Гегель. Б. Понимает немецкую классическую философию как внутренне цельное "монистическое" явление (от Канта через Фихте и Шеллинга к Гегелю), как философию сободного и бесконечного субъекта (трансцендентального субъекта, "сознания вообще"). В основе анализа — триадич-ная схема (субъект-раздвоение субъекта — возвращение субъекта к самому себе или. Бесконечный разум — ограничение разума — познание разумом себя и восстановление бесконечности). Эту схему, вернее ее имплицитное воплощение, он обнаруживает уже у Канта, наиболее эксплицитное ее выражение — у Гегеля.

Проблема познающего субъекта — обнаружение своей бесконености в конечном. Как наиболее яркое воплощение философии субъекта Б. Анализируется система Фихте. Основная проблема философии Шеллинга — возможность перехода от абсолютного к его противоположности (как абсолютное может выйти за свои пределы). В качестве второй объединяющей идеи Б. Рассматривает становление и развитие диалектики, связанное с устранением "вещи в себе", ограничением рассудка и прорывом к разуму, проведением последовательного монизма. В то же время Б. Показывает как одно из основных противоречий идеалистической диалектики — неустранимый из нее дуализм, что им было продемонстрировано на примере гегелевской системы, допускающей свое "прочтение" и как теории воплощения, и как пантеистической концепции.

В то же время Б. Отстаивает единство системы и метода у Гегеля, рассматривая метод как познанную форму внутреннего, собственного движения содержания, или абсолюта, идеи духа. Кроме историко-философской проблематики Б. Известен своими разработками предмета логики, синтезирующим подходом к проблеме соотношения формальной и диалектических логик.В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Базедов (Вasedow) Иоганн Бернгард

(род. 11 сент. 1723, Гамбург – ум. 25 июля 1790, Магдебург) – нем. Педагог. Под влиянием Руссо внес в нем. Просвещение теорию естественного и разумного воспитания, создав тем самым движение филантропизма. Осн. Произв. «Methodenbuch fьr Vдter und Mьtter der Familien und Vцlker», 1770.. ..

Базис И Надстройка

(греч. Basis — основание) — основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. И Н. И их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике поли..

Бакунин Михаил Александрович

(1814-1876) - рус. Революционер, публицист, идеолог анархизма. Дворянин по происхождению. Учился в Петербургском артиллерийском училище (с 1826 по 1832), служил в армии. В 1834 Б. Вышел в отставку и поселился в Москве, где близко познакомился с В.Г. Белинским и Н.В. Станкевичем и стал активным членом их кружка. В этот период Б. Изучал философию Ф.В.Й. Шеллинга, И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, отдавая предпочтение последней (наиболее значимые работы этого периода - "Гимназические речи Гегел..

Банзен (Вanzen) Юлиус

(род. 20 марта 1830, Тондерн – ум. 7 дек. 1881, Лауенбург, Померания) – нем. Философ. С 1848 – учитель гимназии. Находился под влиянием Шопенгауэра и Гегеля, соединив их идеи в концепцию, отразившую его трагико-героическое понимание жизни (трагическое как проявление самораздвоения мировой воли) и противостоящую рационализму его времени. Дал конкретное описание черт характера человека и тем самым заложил основу современной науки о характере. Осн. Произв. «Der Widerspruch im -Wissen und Wesen der ..

Дополнительный поиск Бакрадзе Константин Бакрадзе Константин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бакрадзе Константин" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бакрадзе Константин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 19 символа