Барт (Вarthes) Ролан

192

(1915-1980) - фр. Эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950-е гг.) Б. Испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960-е гг.) взгляды Б. Находятся в рамках структурализма и семиотики. В третий (1970-е гг.) он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В течение всего творческого пути Б. Разрабатывает концепцию "письма", оказавшую большое влияние на фр. И всю зап. Мысль. В круг его интересов входят также проблемы семиотики, культуры и искусства.В 1950-е гг. Выходит первая важная работа Б. "Нулевая степень письма" (1953), в которой "письмо" определяется как "третье измерение формы". Б. Располагает его между языком и стилем, выводит последние за пределы собственно литературы, называя язык "долитературным", а стиль - "сверхлитературным" явлением и полагая, что именно письмо делает литературу искусством.

Оно означает технику, манеру, тон, ритм, а также моральное и ценностное измерение литературы. Письмо выступает способом связи литературы с обществом и историей, представляет собой литературный язык, включенный в конкретный социально-исторический контекст. В этот период Б. Уделяет большое внимание критике зап. Культуры вообще и массовой в особенности, посвящая этому кн. "Мифологии" (1957). Особо стоит выделить его анализ творчества Б. Брехта, которого он называет "единственным великим именем в пустыне современного театра".В 1960-е гг. Б. Увидел в структурно-семиотической методологии возможность решения всех проблем культуры, искусства и эстетики. Лингвистика и семиология, пишет он, "смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм".

Теперь Б. Смотрит на мир через призму языка, который охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне которого нет ничего. "язык повсюду", "все есть язык". Б. Определяет культуру как "поле дисперсии языков". Для него изменить язык - значит изменить мир. Радикальное преобразование общества он надеется осуществить с помощью "революции в собственности на символические системы".Свои новые взгляды Б. Развивает в работах "О Расине" (1963), "Критические очерки" (1964), "Критика и истина" (1966), "Основы семиологии" (1965), "Введение в структурный анализ рассказов" (1966), "Система моды" (1967) и др. Как и др. Явления, искусство рассматривается с т.зр. Знака и языка, как формальная система, в которой главным выступает не содержание и смысл, но форма и порождающая смысл структура, "кухня смысла".

Существенно меняется понимание письма. Оно превращается в "реле", которое не включает, а отключает литературу от общества и истории. Письмо становится средством преодоления естественного языка, техникой "выпаривания" смысла слов и создания "косвенного языка", вторичных значений, коннотаций, которые являются имманентными, эндогенными образованиями.В 1970-е гг. Во взглядах Б. Произошли новые изменения, которые затронули прежде всего "письмо". Теперь оно становится особой практической деятельностью, для обозначения которой Б. Употребляет термины "письмо-текст", "чтение-письмо" и "текстуальный анализ", поскольку результатом письма выступает текст, принципиально отличающийся от традиционного произведения. "Произведение" представляется Б.

Устаревшим, ньютоновским понятием, тогда как "текст" - современным, эйнштейновским. Первое предстает как нечто готовое и законченное, обычно отождествляемое с книгой. Оно находится в рамках литературной традиции и культуры, подчинено общему мнению (доксе). "Текст всегда является парадоксальным". Он нарушает все традиции, не укладывается ни в какие жанровые рамки и представляет собой "не эстетический продукт, а означающую практику. Не структуру, а структурирование. Не предмет, а труд и игру". К "текстам" относятся фактически все бартовские работы 1970-х гг. "S/Z" (1970), "Империя знаков" (1970), "Удовольствие от текста" (1973).Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983. Избр. Работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. S/Z. M., 1994.

Мифологии. М., 1996. Camera lucida. Комментарии к фотографии. М., 1997. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999. Le grain de la voix. Paris, 1981. Le brutssement de la langue. Paris, 1984. L'aventure semiologique. Paris, 1985.Чиковани Б.С. Современная французская литературная критика и структурализм Ролана Барта. Тбилиси, 1981. Силичев Д.А. Проблемы "письма" и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988. №11. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998. Heath S. Vertige du deplacement. Paris, 1974. Sontag S. L'ecriture meme. A propos de Barthes. Paris, 1982. Calvet L.-J. Roland Barthes. Paris, 1990.Д.А. Силичев.

Значения в других словарях
Барт (Вarth) Генрих

(род. 3 февр. 1890, Берн – ум. 22 мая 1965, там же) – швейц. Философ. С 1928 – профессор в Базеле. Представитель критического идеализма, приближающегося к философии экзистенциализма. Наряду с др. Соч. Ему принадлежат работы. «Kierkegaard der Denker», 1926. «Von der Anfдngen der griechischen Philosophie», 1944. «Philosophie der Erscheinung», 2 Bde., 1947-1957.. ..

Барт (Вarth) Карл

(1886—1968) — швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в 1902 Б. Решает посвятить свою жизнь теологии, и с 1904 по 1909 изучает ее в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. Обучаясь в Берлине, он попадает под влияние А.Гарнака, а в Марбурге становится учеником либерального теолога В.Германа и интересуется работами Шлейермахера. В 1908 Б. Назначают помощником пастора реформаторской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В 1911 Б...

Бастиан (Вastian) Адольф

(род. 26 июня 1826, Бремен – ум. 2 февр. 1905, Порт-оф-Спейн, Тринидад) – нем. Этнолог. С 1886 – директор Берлинского этнологического музея. Проводит различие между присущим отдельному народу «мышлением народа» и «элементарным мышлением», общим для всех народов. Наряду с др. Работами написал. «Der Vцlkergedanke im Aufbau einer Wissenschaft vom Menschen», 1881.. ..

Батай (Вataille) Жорж

(1897—1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера — "самый светлый ум во Франции". В 1901—1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу "Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в." и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где прораб..

Дополнительный поиск Барт (Вarthes) Ролан Барт (Вarthes) Ролан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Барт (Вarthes) Ролан" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барт (Вarthes) Ролан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 20 символа