Батай (Вataille) Жорж

228

(1897—1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера — "самый светлый ум во Франции". В 1901—1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу "Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в." и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым. Под его влиянием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора, Б.Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова "Добро в учении гр.

Толстого и Ф.Ницше" (1925). Кроме этих мыслителей, Б. Интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Г.Гегель и Маркс. Стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931 вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика". "Критика основ гегелевской диалектики" (совместно с Р.Кено, 1932. В статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма). "Проблема государства" (1933. Полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма). "Психологическая структура фашизма".

Первым во Франции Б. Применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934—1939 — в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской "Феноменологии духа". В 1935 принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом. Стал одним из инициаторов движения "Контратака" (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентации. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции.

Основными идейными источниками "Контратаки" были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. Обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных им документов "недипломатическая грубость" Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива "слюнтяйству" французских политиков и дипломатов. С 1936 Б. Начал организацию тайного общества "Асефаль" (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частности, стал Клоссовски. Одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. Стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии "сакрального", способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни.

В тот же период Б. Организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. Выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть — "эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию"), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. Началось издание журнала "Критика", где он опубликовал статьи "Моральный смысл социологии", "Тайна Сада", "О рассказах жителей Хиросимы", "Переход от животного к человеку и рождение искусства", "Коммунизм и сталинизм", "Сад (1740—1814)" и др. В 1952 Б. Был награжден орденом Почетного легиона. Основные сочинения.

"Внутренний опыт" (1943), "Виновный" (1944), "О Ницше" (1945), "Метод медитации" (1947), "Теория религии" (1948), "Проклятая доля" (1949), "Литература и зло" (1957), "Эротизм" (1957), "Слезы Эроса" (1961), "Сумма атеологии" (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. Становились. Бергсон, Ницше, Фрейд, Шестов, Кьеркегор,Ф.Достоевский, Паскаль, Платон, Маркс, Гегель, П.Клоссовски, М.Бланшо. В общих чертах взгляды Б. Сводятся к осмыслению опыта "абсолютной негативности", преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. Последовательно вырабатывает философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности.

Адекватное выражение Б. Опыта "невозможного" в мистицизме, эротизме и т.п. Преследует цель предельной интенсификации языка, чтобы устранить дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее важными у Б. В этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия "суверенности" и "трансгрессии" (см. Трансгрессия). ("Господин" в гегелевской трактовке, по версии Б., — это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) "Суверенность" у Б. Символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. "чистую позитивность", предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые ограничения своей автономии.

В своем оригинальном понимании "трансгрессии" Б. Исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих установлений как результата "общественного договора" и о естественном, "органически" присущем каждому индивиду стремлении к собственной "суверенности", которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в "пограничных ситуациях" (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. В контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное "постановочное движение" суверенной мысли отвергает конформизм, гарантирующий "длительность" жизни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую "интенсивность", тем самым восстанавливая существенную ипостась самого субъекта.

В случае же консервации этого "отверженного фрагмен- та последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его самого. Б. Отождествляет "суверенность" и "трансгрессию" вплоть до реабилитации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции выступает для Б. Не социальный активизм, а литературное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности. Она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным законам общества.

Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью "революционности", тем самым нарушая "правила игры" как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной идеологии. (См. Также Телесность.)А.А. Грицанов.

Значения в других словарях
Барт (Вarthes) Ролан

(1915-1980) - фр. Эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950-е гг.) Б. Испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960-е гг.) взгляды Б. Находятся в рамках структурализма и семиотики. В третий (1970-е гг.) он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В течение всего творческого пути Б. Разрабатывает концепцию "письма", оказавшую большое влияние на фр. И всю зап. Мысль. В круг его интересов входят также проблемы..

Бастиан (Вastian) Адольф

(род. 26 июня 1826, Бремен – ум. 2 февр. 1905, Порт-оф-Спейн, Тринидад) – нем. Этнолог. С 1886 – директор Берлинского этнологического музея. Проводит различие между присущим отдельному народу «мышлением народа» и «элементарным мышлением», общим для всех народов. Наряду с др. Работами написал. «Der Vцlkergedanke im Aufbau einer Wissenschaft vom Menschen», 1881.. ..

Баумгартен (Вaumgarten) Александр Готлиб

(1714-1762) - нем. Философ, ученик X. Вольфа, пытавшийся продолжить его энциклопедический труд. Кн. Б. "Метафизика" И. Кант положил в основу своих лекций. Б. Впервые ввел термин "эстетика" для обозначения теории прекрасного и явился родоначальником эстетики как особого раздела философии. Его вклад в развитие филос. Терминологии этим не ограничивается. Он широко использовал термины "субъективный" и "объективный", "в себе" и "для себя", введение которых иногда ошибочно приписывается Канту. Metaphy..

Бауэр (Вauer) Бруно

(род. 6 сент. 1809, Эйзенберг, Тюрингия – ум. 15 апр. 1882, Риксдорф) – нем. Теолог. С 1839 по 1842 – профессор в Бонне. Считал, что назначение человека состоит в том, чтобы осуществить внутренний смысл космоса. Этим должно определяться и его поведение. Отвергал догматическое понятие Бога и потустороннего мира. Осн. Произв. «Christus und die Cдsaren», 1877. «Philo, StrauЯ und Renan und das Urchristentum», 1874.. ..

Дополнительный поиск Батай (Вataille) Жорж Батай (Вataille) Жорж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Батай (Вataille) Жорж" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Батай (Вataille) Жорж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 21 символа