Бахтин Михаил Михайлович

233

(1895—1975) — известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965, 1990), "Эстетика словесного творчества" (1979, 1986), "Работы 1920-х годов" (1994), "Проблемы творчества и поэтики Достоевского" (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокантианства, феноменологии. К собственно философским трактатам у Б. Можно отнести только раннюю неоконченную работу "К философии поступка" (предположительно начало 1920-х), где он выступает с программой построения "первой философии" нового типа, которая через обращение к "единой и единственной нравственной ответственности" призвана преодолеть "дурную неслиянность культуры и жизни".

Онтология человеческого бытия рассматривается в данной работе как онтология поступка, как учение о "единственном событии свершаемого бытия". Одно из центральных бахтинских понятий, задающих онтологическое определение человека, — понятие "не-алиби в бытии", также подчеркивающее ответственный характер человеческого бытия. Б. Исходит из осознания активной причастности бытию со "своего единственного места в бытии". Соответственно онтология человека определяется у Б. Взаимоотношением между "единственностью наличного бытия" и "целым бытия". Сложную диалектику этого взаимоотношения Б. Пытается прояснить с помощью понятий "нераздельно и неслиянно", а также с помощью различения "данного и заданного" в онтологии человека.

Указанное взаимоотношение реализуется, согласно Б., в изначальном акте "утверждения своего не-алиби в бытии". Этим актом, по мнению Б., полагается "ответственный центр исхождения поступка", в результате чего "место быть" получает необходимую конкретность и "инкарнированность", онтологическую укорененность. В свете заданной таким образом онтологии на смену homo sapiens приходит "человек поступающий", выявляется онтологическая неслучайность всякого поступка, таким образом нравственная философия обретает онтологические корни. Философия поступка Б. Включает развернутую критику "эстетического и теоретического миров" за характерное для них отвлечение от "нудительной действительности" "единого и единственного ответственного бытия" и противопоставляет им "ответственное единство" мышления и поступка.

При этом указанное отвлечение приводит не только к теоретической, но и к онтологической несостоятельности. Как показывает Б., эстетический мир способен породить "двойника-самозванца", чье бытие определяется Б. Как "бытие лжи или ложь бытия", "ложь самим собою себе самому" ("Автор и герой в эстетической деятельности"), коренящаяся в том, что человек отвлекается (отступает) от "центра исхождения поступка", которым отмечено конкретное место человека в бытии. Это отступление в религиозном (христоцентрическом) контексте осмысляется Б. Как "имманентное бытию грехопадение". Заявляя, что эстетический и теоретический разум должны быть моментом практического разума, Б. Вводит понятия "поступающего мышления" и "участного мышления" и классифицирует философию на ту, в которой участное мышление преобладает "осознанно и отчетливо", и на ту, где это имеет место "бессознательно и маскированно".

В работе "Автор и герой в эстетической деятельности" Б. Предлагает позитивное обоснование эстетического события. Б. Показывает, что эстетическое созерцание, которое отвлекается от этического смысла и заданности конкретного человеческого бытия, остается внутренне оправданным по отношению к другому человеку. Обозначение проблемы "я — другой", лежащей в основании диалогической концепции Б., можно найти уже в трактате "К философии поступка". В работе об авторе и герое эта проблема получает детальное рассмотрение и опирается на такие понятия, как "вненаходимость", "кругозор" и "окружение", "я-для-себя" и "я-для-другого", "другой-для-меня" и др. Согласно Б., моя вненаходимость другому делает эстетическое отношение творчески-продуктивным, поскольку я об- ладаю "избытком видения" по отношению к другому.

Мне есть чем его одарить и это дар, в котором другой, по словам Б., испытывает абсолютную нужду. Как подчеркивает Б., результатом эстетической деятельности, эстетического события становится рождение другого в новом плане бытия, определенном новыми, "трансгредиентными" другому ценностями. Но, как уже отмечалось, это онтологическое приращение, будучи недоступным другому, требует в качестве залога мое собственное бытие. Чтобы сохранить позитивность эстетического, необходимо вести одновременно смысловую и ценностную интерпретацию отношения "я — другой", определять эстетическое видение "помимо смысла", но тем не менее удерживать его "вместе" с ним. Б. Удерживает это место единого и единственного бытия, когда специально подчеркивает, что речь идет о "конкретной вненаходимости меня единственного".

Таким образом, именно по отношению к другому обнаруживается единственность и "незаместимость" моего места в мире. Мой дар другому исходит из моей точки зрения, укоренен в моем месте в бытии. "Эстетическое созерцание и этический поступок, — пишет Б., — не могут отвлечься от конкретной единственности места в бытии". Эстетическая концепция Б. Развивалась в полемике с "формальным методом" в искусствознании, с одной стороны, и с концепцией "вчувствования" в эстетике конца 19 — начала 20 в., с другой. Если первое направление вело, по мнению Б., к потере героя, то второе — к потере автора, разрушая, таким образом, художественное событие, понимаемое как событие диалогическое. Позднее свойственный эстетическому созерцанию момент завершенности был оценен Б.

Как насилие, несовместимое с идеей диалогизма как живого отношения двух сознаний. В этой связи "новая художественная модель мира", созданная, по мнению Б., в романах Достоевского, преодолевает завершающую авторскую активность, монологическое сознание автора. Полифонический роман Достоевского предстает как "сочетание неслиянных голосов" в незавершимом диалоге. Анализируя воплощенное в романах Достоевского художественное видение жизни человеческого сознания, Б. Делает вывод, что "само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит общаться", быть на границе. Диалогический характер человеческого бытия, из которого исходит Б., определяет и его подход к разработке философских основ гуманитарных наук, и в частности к анализу проблемы текста в гуманитарных науках.

Гуманитарные науки, поскольку они имеют дело с личностью, предполагают диалогическую активность познающего, диалогическое движение понимания, которое, в свою очередь, основывается на диалогическом контакте между текстами и на сложном взаи- моотношении текста и контекста. Признание нескончаемого обновления смыслов в новых контекстах приводит Б. К различению малого времени и большого времени, трактуемого как бесконечный и незавершимый диалог. В культурологическом аспекте наибольшую известность получила книга Б. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", в которой Б. Развивает концепцию народной смеховой культуры (в противоположность культуре официальной) и идею карнавала, разнообразные проявления которого Б.

Анализирует, основываясь на принципе амбивалентности. Если в литературоведении влияние Б. Очень велико, то философское осмысление его идей и концепций только начинается, причиной чему стала как биография самого Б., так и судьба его наследия. Очевидна глубокая созвучность его идей западным диалогистам (Бубер и др.). Вместе с тем разносторонность затронутой им проблематики не только оставляет открытым вопрос о единстве бахтинской мысли, но и делает ее способной к диалогу с самыми разнообразными подходами в современной философской мысли. Феноменологическими, герменевтическими, постмодернистскими.Т.В. Щитцова.

Значения в других словарях
Бахтин Михаил Михайлович

Бахтин Михаил Михайлович [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного мышления. В книге о Ф. Рабле (1965) анализирует сущность комического, гротеска, народной «карнавализации» искусства. Автор статей о Л. H. Толстом (1930), работ по теории литературы. Соч. Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963. Творчество Ф. Рабле и..

Бахтин Михаил Михайлович

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - российский литературовед, теоретик искусства. Историко-теоретические труды, посвященные эпосу, роману, языку, становлению и смене художественных форм, выявляют ценностно-философское значение категорий поэтики. Исследовал полифоническую форму романа ("Проблемы поэтики Достоевского", 4 издание, 1979) и народную "смеховую" культуру средневековья ("Творчество Франсуа Рабле..., 1965). Сборник статей "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и др., исследование "К ф..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895-1975), русский теоретик литературы и философ-языковед. Основатель литературоведческой школы "диалогизма", исследующей взаимоотношения автора и произведения, произведения и читателей - и отношение всех трех образующих к социально-историческому контексту. Характерный пример такого "контекстуализма" - его монография Проблема речевых жанров (1952-1953). Родился 16 ноября 1895 в Орле. Прервав учебу в Санкт-Петербургском университете в 1918, перебрался в Витебск, где возник первый в ряду "бахтин..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895-1975) - рос. Философ, культуролог, филолог, литературовед, психолог. Параллельно с Л. С. Выготским и независимо от него развивал идеи культурно-исторической психологии. Его труды пронизывает идея, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры, прочитывать в ее контексте. Б. Решал задачу объединения 2 миров. Мира культуры и мира жизни, уничтожения бездны между мотивом поступка и его продуктом. По мнению Б., необходимо изучать жизнь как деятельность не ст..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895, Орёл — 1975, Москва), теоретик литературы, культуролог. Родился в семье банковского служащего, закончил классическое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета, жил в Невеле, в Витебске, затем в Петрограде, где занимался научной и преподавательской деятельностью. В 1928 — за год до публикации фундаментального исследования творчества Ф.М. Достоевского, где Бахтин выдвинул плодотворную концепцию «полифонического» («многоголосного») характера романов великого р..

Бахай

Одна из наиболее молодых мировых религий. Зарождение Б. — 1844, Иран. В основе Б. Лежат подвергнувшиеся беспрецедентно кардинальной ревизии доктрины ислама. Численность верующих в Б. — более 6 млн. Человек (1994). Согласно учению Б., основатель религии Бахаулла продолжает ряд посланников Бога (Кришна, Авраам, Зоро-астр, Моисей, Будда, Иисус, Магомет). Авторству Бахауллы приписывают свыше 100 произведений (основное — "Китаб-и-Агдас" или "Самая Священная Книга", 1872). Канонизированы также тексты ..

Бахофен (Вachofen) Иоганн Якоб

(род. 22 дек. 1815, Базель – ум. 25 нояб. 1887, там же) – швейц. Историк права и религии. Положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Известен благодаря своему соч. «Das Mutterrecht» (1881). Ввел сравнительный метод в правовую науку. Исследователь мифов и символов («миф есть толкование символа»). Мировую историю рассматривал как вечную борьбу между светом и тьмой, небом и землей, рождением и смертью, мужским началом и женским. Земля является «носителем материнства», в то время ..

Башлар (Вachelard) Гастон

(род. 27 июня 1884, Бар-сюр-Об – ум. 16 окт. 1962, Париж) – франц. Философ, представитель критического рационализма. Исходя не из метафизического противопоставления, а из постоянного взаимодействия рационального (разума) и эмпирического (опыта), стремился философски осмыслить значение плодотворных идей в науке и роль знания в обществе. Рассматривал науку как непрерывно развивающийся организм. В его учении о «рационалистическом материализме» развитие знания проходит три этапа – донаучный, когда г..

Башляр (Вachelard) Гастон

(1884—1962) — французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. Термином "неорационализм" не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости от аспекта рассмотрения проблематики) интегральным рационализмом, диалектическим рационализмом, прикладным рационализмом, рациональным материализмом, сюррационализмом. В своем творчестве Б. Следовал французской рационалистической традиции, берущей начало в работах Декар..

Бахтин Михаил Михайлович

[5(17). 11.1895, Орёл, — 7.3.1975, Москва], литературовед и философ. В 1918 окончил историко-филол. Ф-т Петроградского ун-та. Работал учителем в Невеле (1918- 1920), преподавателем пед. Ин-та и консерватории в Витебске (1920—24). С 1924 в Ленинграде, вёл науч. Работу, преподавал в Ленингр. Ун-те. В работах 20-х гг. (часть из них опубл. Под именами И. И. Канаева, П. Н. Медведева и В. Н. Волошинова) заложил основы оригинальной эстетико-филос. Концепции, в контексте к-рой выступил с критич. Разборо..

Дополнительный поиск Бахтин Михаил Михайлович Бахтин Михаил Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бахтин Михаил Михайлович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бахтин Михаил Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 24 символа