Бессмертие

220

Понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б. Действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.). Существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое В.). Достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.). Перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (Б.

Как реинкарнация или переселение душ). Осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.). Включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.). Бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.). Проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видов Б. Связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д.

Вера человека в Б. И стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. Уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. Сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать Б. Не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.).

Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие Б. Ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде.

Эта наивная идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его Б. Трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему.

Таким образом, идея личного Б. В христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмер-тии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование Б. Как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. Как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. Человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали Б. Души как проявление божественного начала в человеке.

Идея личного Б. Прорабатывалась в европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. Души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Б. Жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую.

Кант разрабатывал понятие идеального Б. Как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о Б. Отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи. Осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное Б. В гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. Абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. Как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума.

Акцентировалось внимание на понятии социального Б. Личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Оригинальное толкование проблема Б. Получила в русской философии второй половины 19—начала 20 вв. Так, в проекте "общего дела" Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б. Жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема Б. Была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н.

Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. Тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.Е.В. Петушкоаа.

Значения в других словарях
Бессмертие

Состояние вечности, присущее Богу и причастным к Нему верующим людям. Бессмертие достигается благочестивой жизнью во Христе, который даровал его своим ученикам и последователям Своею смертью. Душа праведника не умирает со смертью тела. Если верующий заслуживает бессмертия, то вначале он воскреснет духом, а в конце времен Бог даст душам верующих новые бессмертные тела. Иная участь ждет грешников. Бесконечность адских мук не есть бессмертие, а постоянное умирание.Источник. Энциклопедия "Русская ци..

Бессмертие

Т. Е. Существование человеческой личности в какой бы то ни было форме и за гробом — представление, весьма распространенное и встречающееся на всех ступенях человеческой культуры, хотя как догмат веры встречается не во всех религиозных учениях. Представление о бессмертии присуще человеческому духу в силу весьма естественного стремления последнего отстоять себя от воздействия внешних сил природы, стремления, подкрепляемого непоколебимым внутренним убеждением, что человек, как существо, одаренное р..

Бессмертие

-я, ср.. ..

Бессмертие

О бессмертии мечтают миллионы людей — тех самых, которые мучительно думают, чем бы занять себя в дождливый воскресный вечер. Сьюзен Эрц Идея бессмертия служит примирению с чужой смертью и с собственной жизнью. Григорий Ландау Человек — единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности. Уильям Эрнест Хокинг Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея. Вольтер Кто-то спросил Демонакта, счита..

Бессмертие

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Бессмертие

Ср. бессмертность ж. непричастность смерти, принадлежность, свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего. Жизнь духовная, бесконечная, не зависимая от плоти. | Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле, по заслугам или делам его. Бессмертный, неумирающий, вечно живущий, одаренный духовною жизнью. | Незабвенный, вечнопамятный. Бессмертная трава, Ambrosia maritima, Божье дерево, козыль. Бессмертить кого, создавать или делать бессмертным. Сохранять навсегда в памяти п..

Бессмертие

Ср.1) а) Жизнь, не подверженная смерти. Непрекращающееся существование, бытие.б) Вечное существование, свойственное - по религиозным представлениям - богам, демонам и т.п.2) а) перен. Сохранение значения, воздействия, влияния и т.п. Чего-л. В жизни последующих поколений.б) Неувядаемая слава.. ..

Бессмертие

БЕССМЕ́РТИЕ -я. Ср.. ..

Бессмертие

-я, ср. 1. Посмертная слава (высок.). Стяжать себе б. 2. В религиозных представлениях. Вечное существование души, обитающей в теле и покидающей его после смерти, загробная жизнь. Вера в б. Души.. ..

Бессмертие

Бессмертия, мн. Нет, ср. (книжн.). 1. В религиозных представлениях - вечная жизнь. Вера в бессмертие души. 2. Длительная слава в последующих поколениях. Стяжать себе бессмертие.. ..

Бессмертие

(Рим 2.7. 1Кор 15.53. 1Тим 6.16)-неподверженность смерти, вечная жизнь. Бессмертием обладает только Бог. Бог сотворил бессмертными Ангелов и дал человеку бессмертную душу (Ек 12.7).. ..

Бессмертие

БЕССМЕРТИЕ - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б. Действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.). Существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом..

Бесконечное Логическое

Понятие диалектической логики, введенное грузинским философом С.Б. Церетели (1907-1966). Б. Л., по определению Церетели, "есть то, отрицание чего утверждает его же. Точнее. Это есть утверждение чего-либо отрицанием его же". Так, говоря, что нет убеждений, мы высказываем убеждение, т.е. Подтверждаем существование убеждений. Б.Л. Противоположно конечному логическому. Согласно Церетели, на категорию конечного логического опираются и ее выражают аристотелевы положения о законе тождества, противоречи..

Беспрепятственность

Понятие, употребляемое Максом Шелером в его метафизике. См. Торможение.. ..

Бессмысленное

..

Бессознательное

Совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.Концепция Б. Была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. Как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий. Однако в истории философии можно указать на многих философов, которые высказывали догадки о Б. У Сократа и Платона это учение об амнезисе - знан..

Бессмертие

Кельты верили в бессмертие души. Они были в числе первых европейских народов, усвоивших такие представления. Притом это не было учение о реинкарнации, а верование, в основе которого лежал тот факт, что, когда человек умирает, он просто отправляется в иной мир. Вот почему кельты клали в могилу вместе с умершим все необходимое для будущей жизни в Потустороннем мире. По-видимому кельты верили в постоянный "взаимообмен" душами между этим миром и Потусторонним. Поскольку кельты верили не только в то,..

Бессмертие

"Прожить тысячу лет в оболочке одного и того же тела - срок достаточно большой для любого человека. В конце такого периода воспоминания стискивают разум, и он жаждет только одного - отдохновения. Либо возможности начать все с нуля", (А.Кларк).. ..

Дополнительный поиск Бессмертие Бессмертие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бессмертие" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бессмертие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа