Блок (Вlock) Марк

131

(1886 — расстрелян фашистами в 1944) — французский историк-медиевист, ученый, заложивший основы методологической модернизации исторической науки 20 в. Основные сочинения. "Иль-де-Франс. Страна вокруг Парижа" (1913), "Феодальное общество" (тт. 1-2, 1939-1940), "Характерные черты французской аграрной истории" (1931), "Апология истории, или Ремесло историка" (1941-1942) и др. В 1929 совместно с Л. Февром основал журнал "Анналы экономической и социальной истории", положивший начало так называемой "школе" Анналов", которая в значительной степени определяла поиски новых горизонтов исследования в западной историографии. История как "серьезное аналитическое занятие", по Б., представляет собой не пассивное воспроизведение прошлого в соответствии с данными исторических источников, а активное конструирование его образа на основе авторской концепции, задающей видение значимого содержания источников.

Исторический источник всегда "отвечает" на конкретные вопросы историка, и умело составленный вопросник способен выявить подспудное содержание источника, позволяет проникнуть глубже лежащих на поверхности событий. Осмысление активности субъекта познания (типичное для неклассической науки вообще) трансформировало предмет исторического исследования. Блок провозгласил и осуществлял переориентацию науки истории с описания "деяний" на анализ массового социального поведения, повседневной жизни людей, проходящей в медленно текущем времени ("длительной временной протяженности"). На смену изучению событий "гражданской истории" (политических, дипломатических, военных) приходит социальная история — анализ общества как целостной системы, включающий рассмотрение "человеческой географии", средств коммуникации, обмена, истории техники и т.п.

Историческое исследование ориентируется на тесный союз с социальными науками и приобретает междисциплинарный характер. Полную картину исторического прошлого, по Б., строит исследование, сочетающее анализ объективных (экологических, технических, демографических и др.) факторов с изучением субъектного, социально-психологического начала истории. Ориентацией на реконструкцию ментальных структур, определяющих социальное поведение человека, Б. Предвосхитил основные исследовательские установки "исторической антропологии" 70-80-х (Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич). Понимая историю как науку "о людях во времени", Б. Именно человека рассматривал как начало, интегрирующее различные аспекты жизнедеятельности общества. Акцент на гуманитарном измерении истории делает идеи Б.

Особенно актуальными в контексте современных поисков в исторической науке.В.Н. Фуре.

Значения в других словарях
Блау (Вlau) Питер Микаэл

(р. 1918) — американский социолог, профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации в 1973-1974. Основные сочинения. "Динамика бюрократии" (1955). "Обмен и власть в социальной жизни" (1964). "Американская структура занятости" (1964). "Неравенство и гетерогенность" (1977) и др. В ранний период творчества испытал влияние М. Вебера и структурного функционализма, занимался проблемами структурных изменений в формальных организациях и анализом развития бюрократии..

Блейлер (Вleuler) Эйген

(род. 30 апр. 1857, Цолликон, близ Цюриха – ум. 15 авг. 1939, там же) – швейц. Психолог. Защищал теорию развития жизни, согласно которой приобретенные свойства могут передаваться по наследству благодаря «мнемизму» живой субстанции. На основе случайно сложившегося удачного отношения в протоплазме образуются следы раздражений, «энграммы», наделяющие живую субстанцию своего рода (наследственной) памятью. Осн. Произв. «Lehrbuch der Psychiatrie», 1916. «Die Naturgeschichte der Seele», 1921.. ..

Блондель (Вlondel) Морис

(1861-1949) - фр. Философ, ученик А. Бергсона, приверженец католического модернизма и спиритуализма. В своих исканиях Б. Опирался также на идеи Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, М.Ф.П. Мен де Бирана. Б. Привлек внимание своей работой "Действие" ("Action", 1893), которая была написана как диссертация и впоследствии переработана в двухтомное произведение (опубликована в 1950). Книга подверглась критике со стороны официального католицизма и была внесена Ватиканом в список запрещ..

Блонский Павел Петрович

(1884-1941) — российский педагог, психолог и философ. Доктор педагогических наук (1935), профессор. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1907). Преподавал психологию, философию и педагогику в Московском университете, на Высших женских педагогических курсах и в Московском университете А.Л. Шанявского. В 1907—1914 написал ряд работ по философии и истории философии. В 1915-1916 опубликовал серию педагогических статей, направленных против казарменных порядков в школе и е..

Дополнительный поиск Блок (Вlock) Марк Блок (Вlock) Марк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Блок (Вlock) Марк" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Блок (Вlock) Марк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 17 символа