Брентано (Вrentano) Франц
(1838-1917) - нем. И австр. Философ. Преподавал философию в Вюрцбургском (1866-1873) и Венском (1874-1894) ун-тах. С 1864 - католический священник, в 1873 в связи с полемикой вокруг догмата о непогрешимости Папы сложил с себя духовный сан. Его непосредственные ученики в Вюрцбурге - К. Шлумпф, А. Марти и др., среди учеников и студентов в Вене - Т. Массарик, А. Мейнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, К. Фон Эренфельс, А. Хёфлер, З. Фрейд и др. В соответствии со своим учением о четырех фазах развития философии в каждую историческую эпоху (восходящее развитие и три фазы упадка) Б. Негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он, тем не менее, полемизировал.
Под влиянием нем. Историка философии А. Тренделенбурга Б. Обратился к Аристотелю, философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании. Б. Выдвинул идею философии как строгой науки, которая была затем подхвачена Гуссерлем. Исходной задачей Б. Считал разделение предметов естествознания и психологии. Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т.д.). Отождествление сил, вызывающих ощущения, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием. Поворот внимания к физическим феноменам в фантазии - один из основных источников психологического познания. Предмет психологии - психические феномены.
Акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источником знания о них Б. Считал внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая. Представление - как представление, суждение - как суждение, и т.д. Внутреннее восприятие, или внутренний опыт, есть в то же время источник очевидности. Представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем, суждение - именно как то суждение, которое мы высказываем, и т.д. Здесь намечается основной пункт его расхождения с И. Кантом. По Б., внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи-в-себе и явления. Основными признаками отличия психических феноменов от физических являются следующие.
1) все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях. 2) каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета, или направленностью на объект. Б. Заново вводит средневековый термин "интенциональный", который становится одним из основных в философии 20 в.Классификация психических феноменов проводится Б. Соответственно их интенциональной природе, т.е. По способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса. Акты представления, лежащие в основе всех других. Акты суждения, в которых нечто признается или отвергается (суждения - это не комбинация представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля).
Из этой классификации вырастает этическое учение Б., основанное на аналогии между третьим и вторым классами. В отличие от представлений они обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного. Акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли - источник нравственного сознания.В поздний период Б. Уточняет, что наша психическая деятельность направлена на вещи (тела и "духи"), которые берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие - реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле. Напр. Телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее.
Реальное, по Б., может быть только индивидуальным. То, что взято в качестве объекта - в представлении и т.д. - уже не индивидуально. Ни внешнее, ни внутреннее восприятие не дает индивидуализирующего признака. Учение о сознании - точка пересечения всех основных проблем философии Б. Проблемы времени, критического анализа языка, природы морального сознания, обоснования оптимистического религиозного мировоззрения ("рационального теизма"). Влияние философии Б. Прослеживается в феноменологии Гуссерля и М. Хайдеггера, неореализме, аналитической философии, в вюрцбургской психологической школе и гештальтпеихологии.Очерк о познании [фрагмент]. Письмо к Антону Марти от 17.03.1905. [Об очевидности. Фрагмент]. Письмо к Гуссерлю от 9.01.1905 // Антология мировой философии.
М., 1971.Т. 3. Избр. Работы. М., 1996. Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. Freiburg, 1862 (Darmstadt, 1960). Psychologie des Aristoteles. Mainz, 1867. Psychologie vom empiris-chen Standpunkt. Leipzig, 1874. Die vier Phasen der Philosophic Stuttgart, 1895. Die Lehre Jesu und ihre bleibende Bedeutung. Leipzig, 1922. Versuch uber Erkenntnis. Leipzig, 1925. Vom Dasein Gottes. Leipzig, 1929. Wahrheit und Evidenz. Leipzig, 1930. Kategorienlehre. Leipzig, 1933. Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Leipzig, 1934. Grundlegung und Aufbau der Ethik. Bern, 1952. Religion und Philosophie. Bern, 1954. Die Abkehr vom Nichtrealen. Bern. Munchen, 1966. Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum. Hamburg, 1976.Твардовский К. Франц Брентано и история философии // Логико-философские и психологические исследования.
М., 1997. Kraus О. Franz Brentano. Zur Kenntnis seines Lebens und seiner Lehre. Mit Beitrugen von C. Stumpf und Ed. Husserl. Munich, 1919. Kastil A. Die Philosophie Franz Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre. Bern, 1951.В.И. Молчанов.
Дополнительный поиск Брентано (Вrentano) Франц
На нашем сайте Вы найдете значение "Брентано (Вrentano) Франц" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брентано (Вrentano) Франц, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 25 символа