Бурдье (Вourdicu) Пьер

126

(р. 1930) - французский социолог, этнолог, автор оригинальной концепции, рассматривающей метатеоретические основания социологии. В 1955 закончил Высшую педагогическую школу, где его учителями были Альтюссер и Фуко. Преподавал философию в лицее г. Мулен. В 1958 уехал в Алжир. Первые опубликованные работы. "Социология Алжира" (1961), "Труд и трудящиеся в Алжире" (1964) и др. С 1964 - в Париже, директор-исследователь в Высшей исследовательской школе. В 1975 Б. Основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал "Ученые труды в социальных науках". С 1981 - действительный член Французской академии. Заведует кафедрой социологии в Коллеж де Франс. Основные работы. "Воспроизводство" (1970), "К социологии символических форм" (1970), "Политическая онтология Мартина Хайдеггера" (1976), "Различения" (1979), "Вопросы социологии" (1980), "Практический смысл" (1980), "Урок об уроке" (1982), "Homo acade-micus" (1984), "Начала" (1987), "Ответы" (1992), "Правила искусства" (1993) и др.

Критический характер взглядов Б. Определяется стремлением предложить теорию социальной практики, далекую от поиска правил и норм рационального действия, одновременно преодолевая при этом традиционные для социологии оппозиции реализма и номинализма, объективизма и субъективизма. Метод Б. - порождающий (генетический) структурализм. Социальная реальность идентифицируется как ансамбль отношений, пространство социальных позиций, определенных друг другом и историей их формирования. Социальное пространство многомерно, структурируется на основе распределения различных видов капиталов (экономического, культурного, символического), выступающих как инструменты и цели борьбы внутри пространства. Социальное деление функционирует одновременно и как принцип видения, как категория восприятия и оценивания, то есть как ментальная структура, являющаяся во многом продуктом инкорпорирования объективных структур социального пространства.

Для агента это означает обладание "габитусом" - системой диспозиций, которые служат схемами восприятия и организующими действия. Диспозиции, приобретенные в результате опыта, изменяющиеся в зависимости от времени и места, производят стратегии как ориентированные практики, которые оказываются объективно подогнанными к ситуации, не являясь ни продуктом сознательного стремления к цели, ни продуктом механической детерминации, но продуктом практического чувства. Чувство игры неравномерно распределено в обществе, усваивается с детства через участие в социальной деятельности и отношение с некоторым полем. Поле (экономики, политики, религии и т.д.) - исторически сложившееся, относительно автономное пространство игры со своими институциями и логикой функционирования.

Действие, обозначающее момент встречи между соответствующими друг другу "габитусом" и полем, принимает в расчет совокупность адекватных качеств, присущих позиции в социальном пространстве, исходя из того, какую структуру нужно произвести. Большинство значимых стратегий являются результатами коллективных решений, включающих коллективную историю семьи или класса, поэтому они воспроизводят не только индивидуальную позицию, но и социальные группы. Чтобы понять морфологические изменения, следует учитывать символические структуры, обладающие властью конституирования и легитимации порядка. Социальные классификации транслируются через систему образования и по сути представляют собой формы господства. Различные агенты, в т.ч.

Социология как наука, участвуют в борьбе за монополию легитимной номинации. Социологическая критика социологии, или социология социологии, вскрывает отношения, сложившиеся внутри поля социологического производства, и служит инструментом освобождения от общих мнений - политических категорий, осуществляющих символическое насилие. Такая же критика необходима, по В., и для других полей.Д-М. Булынко.

Значения в других словарях
Бунге (Вunge) Марио

(род. 1919, Буэнос-Айрес) – аргент. Физик и философ. Уделял большое внимание философским вопросам совр. Естествознания, интерпретируя достижения, в частности в физике. В осн. Философской работе «Соотношение психического и телесного» («The mind-body problem», 1980) Бунге полагает, что сознание является «эмерджентным» порождением достаточно развитой, лабильной и пластичной материальной системы (мозга) во взаимодействии с природой и социальным окружением. Из собр. Соч. Бунге («Treatice on basic phi..

Бурбаки Николя (Вourbaki Nicolas)

(1936) — собирательное название группы французских математиков, выпускников университета "Высшая Нормаль- ная школа" (Париж), выступивших с концепцией (идущей от Д.Гильберта) построения математики с точки зрения принципов логики и аксиоматики теории множеств Цермело-Френкеля (в доработке Бернайса и Геделя). Состав и численность группы Б.Н. Не известны. Многотомный трактат Б.Н. "Элементы математики" (издаваемый с 1939) развивает аксиоматическую формальную систему, долженствовавшую преобразовать г..

Буридан

— см. ЖАН БУРИДАН.. ..

Буридан (Вuridan) Жан

(1300-1358) - фр. Философ и логик, представитель поздней схоластики, ученик У. Оккама. Хотя в целом Б. Все еще стоял на позициях схоластического аристотелизма, однако подверг критике аристотелевское понятие "целевая причина" и вообще учение о целесообразности в природе. Вопреки физике Аристотеля рассматривал вопрос о возможности движения тела в пустоте, подготавливая тем самым почву для постепенного формирования понятия инерции. В логике Б. Осуществил подробный анализ непосредственных модальных ..

Дополнительный поиск Бурдье (Вourdicu) Пьер Бурдье (Вourdicu) Пьер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бурдье (Вourdicu) Пьер" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бурдье (Вourdicu) Пьер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 22 символа