Вебер (Weber) Макс

210

(1864-1920) - нем. Социолог, философ, историк, один из основоположников социологии 20 в. Можно выделить четыре аспекта его многообразной научной деятельности. Проблемы методологии исторического и социологического познания (теория "идеальной типологии"). Исторические работы (исследование производственных отношений в сельском хозяйстве античности, общая история экономики и т.д.). Социологические работы о религии (сравнительный анализ религий, влияние протестантской этики на развитие капитализма). Исследование фундаментальных проблем теоретической социологии (социология политики, проблема власти, типы рациональности в связи с типами хозяйствования и т.д.).Большое влияние на В. Оказали философия ценностей Г. Риккерта и учение о понимании В.

Дильтея. Теория "идеальной типологии" В., созданная в полемике с марксизмом, была призвана опровергнуть идею о наличии объективных законов исторического развития. Понятию закона В. Противопоставлял понятие идеального типа. Идеальный тип восходит к категории понимания, поскольку он является совокупностью осмысленных связей к.-л. Исторической целостности или последовательности событий. Идеальный тип - это способ упорядочения эмпирического материала, это определенного рода методологическая утопия, позволяющая исследователю разобраться в хаосе реальных событий и фактов. "Капитализм" или "феодализм" являются лишь идеальными типами, а не объективными фактическими отношениями. С помощью идеально-типологической конструкции социальный или исторический материал выступает более осмысленным и понятным, чем он был в опыте реальной жизни.Идеально-типологический подход В.

Распространял и на понятие власти. С его т. Зр., в истории существовали три типа власти. Легитимная (власть монарха), харизматическая (власть сильной личности) и бюрократическая (власть аппарата). В. Первым описал и проанализировал феномен бюрократии и ее роль в современном обществе. Бюрократия - это машина, составленная из людей, работающая строго рационально, машина безличная и анонимная, с которой невозможно бороться и действие которой пронизывает все общество сверху донизу. Школа, церковь, армия, государственное управление, производство - все структурировано, все расчленено на определенные функции, каждый человек является винтиком этой машины и безболезненно может быть заменен. Бюрократия существовала и в Др.

Египте, и в Китае, но только в Европе после промышленной революции она получила всеохватывающее значение и место. Бюрократия - самая эффективная форма управления, потому что бюрократ - это человек, подавивший в себе все человеческие качества (любовь, ненависть, зависть) и руководствующийся только интересами дела. И в то же время бюрократия - самая опасная форма власти, ибо она имеет тенденцию к неограниченному расширению, к тому, что она рано или поздно начинает работать на себя, а не на общество.В. Различал два типа рациональности. Материальную и формальную рациональность. Люди ставят перед собой цели и пытаются выработать рациональные методы их достижения. Но очень часто рациональные методы пытаются применить к определенным фундаментальным идеям - напр., к идеям социальной справедливости, гуманизма.

Рационально устроенное капиталистическое хозяйство часто вступает в противоречие с такими идеями - гуманизм несовместим с бюрократической функциональностью члена управленческой машины, социальная справедливость - с эксплуатацией. Там, где социальная структура ориентирована на подобные идеи, она руководствуется, по В., материальной рациональностью. Формальная рациональность - это специфически зап. Достижение, именно она позволяет достичь эффективной производительности, лежит в основе массового производства, отлаживает автоматический механизм рынка, и т.д. Только Западу известна нигде более не существовавшая рациональная капиталистическая организация свободного труда. Рациональная наука, рациональная двойная бухгалтерия, рациональная коммерциализация труда, точная калькуляция - все это завоевания зап.

Цивилизации, которые стали возможны с появлением специфического типа поведения, в огромной степени вызванного к жизни протестантизмом. Сочетание стремлений к прибыли и к рациональной организации труда только один раз возникло в истории. Протестантизм объявил стремление к прибыли и честный труд основными благами человека и тем самым стимулировал развитие капитализма. Капитализм в виде рыночной экономики руководствуется только формальной рациональностью - здесь существуют неограниченная борьба между автономными экономическими группами, денежная экономика, в которой цены, издержки и заработная плата рационально рассчитываются, ведется борьба против монополий, которые вносят неэкономические и, следовательно, иррациональные интересы в экономику, имеются "формальная свобода труда", отделение работников от средств производства.

В. Утверждал, что капитализм как формально-рациональная организация общества бесконечно выше всех известных форм организации.В противоположность этому социалистическая экономика сталкивается с серьезными проблемами в результате фундаментального противоречия между формальной и материальной рациональностью. В социализме развитие больше определяется идеологией, нежели экономикой, а идеология - это иррациональная сила. Это противоречие приведет к тому, писал В., что в социалистических странах гос-во не сможет прокормить своих подданных, поскольку там нет и не может быть эффективно работающей экономики.Когда началась революция в России, В. Выучил рус. Язык, чтобы следить по газетам за развитием событий, и, анализируя итоги революции, сделал вывод о том, что к власти в России пришли не рабочие и крестьяне, а служащие, что там установилась не диктатура пролетариата, а диктатура бюрократии, которая, будучи никак не сдерживаема частной собственностью, может достигнуть неслыханных размеров, превратив всех граждан общества в некое подобие феллахов др.-егип.

Гос-ва.Избр. Образ общества. (Лики культуры). М., 1994. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftlehre. Tubingen, 1951. Sociolo-gie - Wfeltgeschichtliche Analysen - Polirik. Stuttgart, 1956. Wirtshaft und Gesellschaft. Koln. Berlin, 1964.В.Д. Губин.

Значения в других словарях
Вебер (Weber) Альфред

(1868-1958) - немецкий экономист, социолог, философ. Младший брат Макса Вебера. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899-1907). С 1907 - профессор кафедры экономики и социальных наук Гейдельбергского университета. Основные сочинения. "Германия и кризис европейской культуры" (1924), "Идеи по поводу социологии государства и культуры" (1927), "История культуры как социология культуры" (1935), "Принципы социологии истории и культуры" (1951), "Третий или Четвертый человек" (1953) и др. ..

Вёбер (Weber) Альфред

..

Вебер (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан)

(1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 вв. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903). Издатель (совместно с Э. Яффе и В. Зомбартом) "Архива социальных наук и социальной политики" (с 1904). Основатель (1909) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918) и Мюнхене (с 1919). ..

Вебера

ФЕХНЕРА ЗАКОН – открытый Э.Г. Вебером (1834) и развитый дальше Г.Т. Фехнером осн. Закон психофизики, согласно которому при увеличении силы раздражения в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т. Д.) интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.).. ..

Дополнительный поиск Вебер (Weber) Макс Вебер (Weber) Макс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вебер (Weber) Макс" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вебер (Weber) Макс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа