Веды

291

(санскр. Veda - знание) - обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. Культуры, включающей. 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование Брахмана" - значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала), Упанишад - эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенного знания". 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги ("члены Вед") - фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия.

Преимущественно В. Понимаются в значениях (1) и (2). Указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихья- и дхарма- сутры относятся к разряду текстов смрити (букв. - память или предание), тогда как четыре первых класса текстов - к наиболее авторитетной группе, шрути.Тексты В. Складывались длительно и постепенно, и их изустная трансляция в различных местностях, различными кланами поэтов-жрецов, а затем жреческими "традициями" и "школами" заняла не одну историческую эпоху. Основной вектор трансмиссии священной ведийской литературы - поэтапная кодификация жреческими "традициями" и "школами" текстов священных гимнов и формул, на завершающей стадии которой к ним "подключались" указанные классы экзегетических памятников.

Самыми древними собраниями гимнов и священных формул были Ригведа - "Веда гимнов" (дошла до нас в одной редакции) и Атхарваведа - "Веда заговоров" (в двух редакциях). Более поздними по материалу можно считать собрания Самаведы - "Веда напевов" (преимущественно приспособленные к особой рецитации гимны Ригведы) и Яджурведы - "Веда формул жертвоприношения" в двух основных версиях. Черная Яджурведа (четыре основные редакции) содержит наряду с названными формулами также и истолкования. Белая Яджурведа (две редакции) - только формулы. С Ригведой соотносятся тексты Брахман, Араньяк и Упани-шад под названием "Айтарея" и "Каушитаки". С Сама-ведой - "Панчавинша-" и "Джайминия-брахмана", "Араньяка- самхита" и "Джайминия-упанишад-брахмана-араньяка", "Чхандогья-" и "Кена- упанишада".

С Черной Яджурведой - Брахманы, Араньяки и Упани-шады "Катха" и "Тайттирия", также "Шветашватара-", "Майтри-" и "Маханараяна-упанишада". С Белой Яджурведой - Брахмана и Араньяка "Шатапатха" и "Брихадараньяка-" и "Иша- упанишада". С Атхарваведой (которая получила статус В. Позднее, чем предыдущие) - "Гопатха-брахмана", а также "Мундака-", "Прашна-", "Мандукья-упанишада" и множество поздних Упанишад. В ряде случаев Упанишады действительно входят в состав Араньяк соответствующей В., как те - в состав соответствующих Брахман, в других - связь между этими текстами в рамках каждой В. Обоснована единством предания соответствующих жреческих школ, а иногда (как в случае с Упанишада-ми "Атхарваведы") является изобретением кодификаторов.Датировка памятников корпуса В., за отсутствием внешних источников, крайне осложнена.

Признанным считается, что. 1) собрание гимнов Ригведы было кодифицировано приблизительно к нач. I тыс. До н.э. 2) Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также Брахманы (за исключением "Гопатхи") и Араньяки были более или менее поэтапно кодифицированы в течение пер. Пол. I тыс. До н.э. 3) Упанишады "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Айтарея", "Каушитаки", "Тайттирия", а также, возможно, "Иша" и "Кена" были оформлены до 5 в. До н.э. - шраманского периода.Материал В., еще не обнаруживающий собственно теоретической рефлексии над мировоззренческими проблемами и понятиями, которые составляют признаки философии (см. Индийская философия), содержит лишь "среду" генерации самих этих проблем и понятий. В космогонических гимнах Ригведы (преимущественно более поздних I и X книг-мандал) ставятся вопросы о происхождении мира из "сущего" и "не-сущего", об исходном "материале" космоса и демиурге, ответственном за его формирование, о Речи как созидательном начале мироздания, о соотношении Единого и множественности его манифестаций.

В Атхарваведе рассматриваются также структура микрокосма, идея космической опоры (скамбха), дыхание как микро- и макрокосмическая сила (прана), время как движущее начало сущего (кала), Священное Слово-Брахман. В Брахманах, экзегеза которых построена на весьма замысловатых корреляциях элементов жертвоприношения, человека и мироздания, выявляются, помимо названного, соотносительные приоритеты слова и мысли, первоначало мира - в виде как натуральных феноменов, так и мысли, выясняется, что лежит у истоков мироздания - сущее или несущее. Здесь же начало знаменитой идентификации ядра микрокосма с мировым первоначалом - Атмана и Брахмана. В Араньяках прочерчиваются корреляции органов человека, соответствующих способностей и феноменов природного мира, представление об Атма-не как достигающем все большей "чистоты" сообразно с иерархией живых существ.

Наконец, в "добуддийских" Упанишадах в многообразных контекстах рассматриваются Атман, Брахман и Пуруша - жизнеобразующие начала мира и индивида, пять жизненных дыханий-пран, состояния сознания в бодрствовании, сне и глубоком сне, способности чувств и действий (индрии), ум-манас и распознавание-виджняна, и фиксируются наблюдения в связи с механизмом познавательного процесса. Знаменитые "великие речения" Упанишад. "Я есмь Брахман", "Тот Атман есть поистине Брахман", "То еси ты" предназначались, по всей вероятности, для медитативной интериоризации адептом эзотерических жреческих школ переданной ему тайной истины, тогда как формула "Кто поистине знает того высшего Брахмана, [сам] становится Брахманом" означала "программу" инициации в мистерию тайнознания.

Атман-Брахман - непостижимое единство, поскольку "нельзя познать познающего", которое определяется поэтому через отрицания. "не то, не то...". В Упанишадах впервые формулируется т.н. Закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и его реинкарнацией в будущем, а также учение о сансаре - круге перевоплощений индивида в результате действия "закона кармы" и об освобождении знающего, в результате искоренения аффектированного сознания, из круга сансары - мокша. Однако говорить о единой доктрине Упанишад, отражающих значительные расхождения учительских традиций, весьма затруднительно. "Послебуддийские" Упанишады отражают мировоззрение санкхьи, йоги, буддизма, поздние "ведантийские" - веданты.Брихадараньяка-упанишада.

М., 1964. Чхандогья-упанишада. М., 1965. Упанишады. М., 1967. Атхарваведа. Избр. М., 1976. Ригведа. Мандалы 1-IV. Изд. Подгот. Т.Я. Елизаренкова. М., 1989. Ригведа. Мандалы V-VIII. Изд. Подгот. Т.Я. Елизаренкова. М., 1995. Ригведа. Мандалы IX-X. Изд. Подгот. Т.Я. Елизаренкова. М., 1999.В.К. Шохин.

Значения в других словарях
Веды

(санскр. Веда, буквально — знание) древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. До н. Э. На древнеиндийском (ведийском) языке. В., или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим. Собственно В., или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал. Араньяки и Уп..

Веды

ВЕДЫ (санскр. Веда - букв. - знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. До н. Э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.. ..

Веды

ВЕДЫ (санскритское веда, буквально - знание>), памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа>, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), религиозные трактаты (брахманы> и упанишады>). Важный источник по истории Индии.. ..

Веды

(санскр. Veda — знание, от индоевроп. Корня veid — знать, видеть, ст. Слав. —, греч. Οίδα) — ρвященные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника. Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них — первый, Rigveda (Веда гимнов. Ric — гимн). Он представляет собой собрание 1028 гимно..

Веды

(санскр. Veda, "знание"), древнеиндийские сакральные тексты, включающие. 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты брахманы - истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр. Араньяки - "лесные книги", предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала. Упанишады - своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенно..

Веды

[санскр. Veda - знание] - древнейшие памятники индийской литературы. Состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)священные книги индусов, числом четыре, содержащие в себе основу браминской религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)(санскр. Veda - познание, наука, от vid - знать). Священная книга бр..

Веды

Мн.Древнейшие памятники индийской литературы на древнеиндийском языке.. ..

Веды

ВЕ́ДЫ вед. Мн. (ед. Веда, -ы. Ж.) [санскр. Veda - знание] [с прописной буквы] Памятники древнеиндийской литературы (конца 2 - начала 1 в. До н. Э.) - сборники, содержащие догматы ведизма, религиозные гимны, заклинания, мифы и т.п.. ..

Веды

ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии (четыре «собрания» - санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к-рым туземная традиция приписывает характер откровения. В европейской науке название В. Обычно применяется для обозначения древнейшей части ведийской литературы - четырех санхита, гимнов, жертвенных ритуалов и заклинаний. Риг-веда-санхита, Сама-веда-санхита, Яджур-веда-санхита и Атхарва-веда-санхита. Древнейшая - Риг-веда («Здание гимнов»), в ..

Веды

(санскр. Веда, буквально «знание»). ..

Веды

- древнейшие памятники индийской религиозной литературы, см. Ведизм.. ..

Веды

Древнейший памятник инд. Религ. Лит-ры на т. Н. Ведич. Санскрите. В. Состоят из 4 сборников (самхит). Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. Индологов, В. Складывались во 2 - нач. 1-го тыс. До н. Э. Для указанного периода В. - единств. Лит., ист. Источник. Важнейшими из В. Являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. Названиям, Ригведа создавалась на терр. Между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа - в долине среднего течения Ганга. В. Рисуют Сев. Индию, населенну..

Веды

ВЕДЫ (ведийская литература) - (санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Са..

Веданта

(санскр. – завершение вед) – первоначально название упанишад, завершающих веды. Затем философские системы брахманов, трактующие о «совершенстве (смысле) вед». В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.. ..

Веданта-сутра

..

Веды (ведийская литература)

(санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Сама-В." ("В. Мелодий"), "Атхарв..

Вездесущность

(лат. — omnipraesentia) — понятие философской системы Фомы Аквинского, обозначающее феномен присутствия Бога во всех вещах, доступных Его взору, подвластных Ему и черпающих собственную исходность в Его существовании. Именно в божественной В. Мистицизм традиционно усматривал силу, наделяющую мир вещей сущностью — субстанцией, дабы они не оставались бы ирреальными. A.A. Грицанов. ..

Веды

(букв, знание) - древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. Книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" - знать, ведать) означает свящ. Знание, к-рое легендарные древние провидцы, риши, обрели внутренним прозрением и передали смертным. На всем протяжении истории индуизма В. Пользуются в его традиции высшим авторитетом как закл..

Веды

Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. До VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют са. ..

Веды

У арьев в процессе освоения ими Индии не было письменности, а значит, и летописей, фиксировавших события внешне и внутриполитической истории Духовная же их история, восходящая к этим и еще более отдаленным временам, дошла до нас в ведах — поэтических сборниках на особой, не совпадающей с санскритом разновидности древнеиндийского языка, наиболее близкой к авестийскому языку Слово veda восходит к индоевропейской основе ved, от которой в русском произошли слова ведать», «ведьма» Это священное знан..

Дополнительный поиск Веды Веды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веды" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа