Веды (ведийская литература)

301

(санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Сама-В." ("В. Мелодий"), "Атхарва-В." ("В. Заклинаний"). Старейшей из них является "Риг-В.", содержащая основные идеи других В. "Риг-В." включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал (кругов) и считается древнейшим памятником индоевропейской духовной культуры. Известны две разновидности текста "Риг-В.".

1) древняя самхита, представляющая собой единый текст, не разделенный на отдельные слова, в нем главным был ритм песнопения. 2) поздняя - парапатха, в которой текст искусственно разделен на слова, что устраняет трудности чтения, но нарушает заложенный ритм (согласно толкованиям Ауробиндо Гхоша, Е.И. Рерих). "Риг-В." как и другие В. Записана на т.наз. "языке отцов" - ведийском санскрите, отличающемся живостью и богатством грамматических форм по сравнению с современным стилизованным санскритом. Основное содержание "Риг-В." составляют изложенные в высокохудожественной форме обращения к Богам - Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас и др., восхвалении сил Природы. "Риг.-В." вводит в мир ведической мифологии космогонистические гимны о Едином, о происхождении мира, о золотом яйце творения, о Пуруше - вселенском Человеке, об иерархии Богов.

Высочайшую троицу олицетворяют Брахма, Вишну, Шива. Восхваляются солнечные Боги. Сурья - Солнце. Вишну - Бог, который периодически воплощается в великих Учителях человечества в критические точки земной истории. Особое место занимает Бог Огня - Агни, сведенный на землю жрецом Атхарваном для просвещения людей (ср. Миф о Прометее). Другие В. Часто повторяются в "Риг-В.". Они более позднего происхождения и в них более четко очерчиваются философско-религиозные основы индуизма. Учение о переселении душ, о кастах, об аскетизме и др. К В. Тесно примыкают Брахманы - комментарии к ведическим гимнам. Они составляют второй период развития древнеиндийской философской мысли. Толкование к В. Пишутся, когда историческое время стало скрывать первоначальный смысл текстов В.

Брахманы положили начало развитию ритуализма, жречества, что привело к расцвету обрядовости в индуизме. Третий период литературы В. Связан с созданием Араньяк (санскр. - для изучения в лесу) - книг о правилах жизни отшельников. Сутр (санскр. - нить, правило) - сборников афористических высказываний философии индуизма. И особенно Упанишад (санскр. - сидеть около, у ног учителя - философских бесед, разного рода поучений, передаваемых от учителя к ученику. Упани-шады как бы завершают В. Отсюда их название веданта - "конец В.". Эти источники относятся к классу шрути - "услышанное" (т.е. Откровение). Они развивают такие понятия, как Брахман и Атман, Рита ("космический закон"), Сатья, дхарма, карма, мокша (освобождение), майя (иллюзия), авидья (незнание) и др.

В них обсуждаются теологические проблемы (монотеизма и политеизма), теория познания, этические вопросы - преодоление зла и страдания, духовные - пути, ведущие к освобождению "Я". Авторитет В. Признается шестью ортодоксальными школами индуизма. Буддизм же и джайнизм сдержанно относятся к В. Изучение В. Составляет 25-вековую традицию, представленную именами Панини (языковед, грамматик ок. 4 в. До н.э.), Шан-кары (философ-реформатор 8-9 в. Н.э.), Саяны (комментатор "Риг-В."), Ауробиндо Гхоша (философ 20 в.). В Европе изучение В. Начинается только с 19 в. (Г. Колбрук, Англия), позднее - А. Вебер (Германия), М. Мюллер (Англия). В настоящее время существует ведология как комплекс наук по изучению В.В.В. Лобач.

Значения в других словарях
Веданта-сутра

..

Веды

(санскр. Veda - знание) - обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. Культуры, включающей. 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование Брахмана" - значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала), Упанишад - эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистери..

Вездесущность

(лат. — omnipraesentia) — понятие философской системы Фомы Аквинского, обозначающее феномен присутствия Бога во всех вещах, доступных Его взору, подвластных Ему и черпающих собственную исходность в Его существовании. Именно в божественной В. Мистицизм традиционно усматривал силу, наделяющую мир вещей сущностью — субстанцией, дабы они не оставались бы ирреальными. A.A. Грицанов. ..

Вейгель (Weigel) Валентин

(род. 1533, Наундорф, близ Гроссенхайна, Саксония – ум. 10 июня 1588, Цшоппау, Рудные горы) – нем. Протестант, теософ. Пастор (с 1567). Один из крупнейших представителей мистических учений, возникших после эпохи реформации, опирался на идеи Парацелъса. Благодаря его соч. Якоб Бёме познакомился с содержанием существовавшей до него мистики. Вейгель рассматривал Бога как непостижимый «объект» человека, а мир – как постижимый. Добро в человеке – от Бога, а зло – от самого же человека, но по своей пр..

Дополнительный поиск Веды (ведийская литература) Веды (ведийская литература)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веды (ведийская литература)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды (ведийская литература), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 27 символа