Венский Кружок

250

— группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. Был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха").В В.К. Входили. Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. Получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. Выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Главной целью этой философии, являвшей собой платформу В.К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики.

Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. Разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Характер современной им метафизики члены В.К. Оценивали следующим образом. 1) теоретические системы метафизического порядка не содержат ни ложных, ни истинных предложений — к системам такого рода, следовательно, не приложимы стандартные критерии проверяемости.

2) существенно значимой компонентой метафизики являются выступающие результатом процессов воспитания и соответствующих жизненных обстоятельств смысложизненные поведенческие установки, не подлежащие рациональному обоснованию. В свою очередь, все научные предложения, только и могущие фигурировать в научном знании, согласно концепции В.К., делятся на два класса. 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, — аналитические, логические истины. 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук — фактические истины. Прочие же предложения — или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны ("метафизические" или философские предложения, оперирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т.п.).

Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение — способу его верификации. С точки зрения представителей В.К. Обретение единства знания осуществимо на фундаменте логики и (как определенная совокупность принципов) включает в себя. А) установку на достижение единства знания. Б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему. В) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов. Г) трактовку тезиса о единстве знания в статусе как теоретического, так и практического постулата. В свою очередь, принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей В.К.) проблем метафизики.

Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. "Научное миропонимание. Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 1930-е В.К. Издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis" ("Познание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х В.К. Прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. Оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании. A.B. Филиппович, A.A. Грицанов "ВЕСЕЛАЯ НАУКА" (старопровансальск. — gaya scienza) — (1) одно из самоопределений южнофранцузскойрыцарской культуры, презентировавшей свой идеал в куртуазной поэзии трубадуров 11—12 вв "ВЕСЕЛАЯ НАУКА" (старопровансальск.

— gaya scienza) — (1) одно из самоопределений южнофранцузской рыцарской культуры, презентировавшей свой идеал в куртуазной поэзии трубадуров 11—12 вв. Термин "В.Н." выражает своего рода дисциплинарный характер любви трубадура к Донне как нормативной поведенческой парадигмы рыцаря (исходно сложение панегирических стихотворений супруге сюзерена входило в число обязательных требований рыцарского оммажа и вассального фуа). По формулировке Бернарта де Вентадорна, "В мире такой уж порядок. // Положено Донну любить, // А Донне — к любви снисходить". В куртуазной системе отсчета любовь мыслится не столько как индивидуальный личностно-субъективный психологический опыт, сколько как дисциплина ("наука"), которой можно овладеть, подключившись к соответствующей традиции.

Последнее предполагает освоение жестко заданных норм куртуазного поведения как правил игры, соблюдение которых обеспечивает возможность пребывания в пределах куртуазного универсума как виртуального культурно-коммуникативного пространства внутри ортодоксальной христианской средневековой традиции. Дисциплинарный характер куртуазной поэзии позволил Хейзинге интерпретировать творчество трубадуров в категориях игры, возможность чего обеспечивается наличием эксплицитно сформулированных правил куртуазного канона, с одной стороны, и безграничной вариабельностью порождаемых в рамках этого канона ситуаций, с другой. Игровой характер куртуазной лирики был зафиксирован в свое время и Пушкиным, отметившим в этой связи, что "истинная страсть не может выражаться триолетами".

Более того, если куртуазная любовь, как "галантная" наука, предполагает овладение так называемыми правилами любви", то правила эти по своей природе реально являются правилами лирического стихосложения. Одно из значений провансальск. Amor — поэтический язык. В конечном счете любовь идентифицируется для трубадура с поэзией, a ars amandi отождествляется с правилами творческого мастерства (сам провансальск. Термин "трубадур" восходит к старопровансальск. Trobar — изобретать). Позднее, в немецком миннезанге, продолжившем традиции классической провансальской куртуазной лирики, данная имплицитная установка трубадуров отрефлексирована и выражена в явном виде. "Мирская мудрость в том порука. // Любовь от неучей бежит.

// Любовь — блаженная наука // Для тех, кто смел и даровит" (Бургграф фон Ритенбург). Что же касается веселости, то веселье и радость (joi) входит в число фундаментальных рыцарских добродетелей, в рамках которых служить Амору — значит. "Так жить, как хочет красота, // Честь, юность, здравый смысл, учтивость, // И радость, и сладкоречивость" ("Фламенка"). Не соблюдающий требования радости и нарушивший табу на ревность перестает — вне каких бы то ни было возрастных факторов — и быть юным (см., например, д'Арчимбаута во "Фламенке", эволюционировавшем от молодого красавца-жениха до дряхлого ревнивого старца за два года сюжетного времени). Отсюда — типичная для трубадуров формулировка Бертрана де Борна. "А чтобы Донну молодой считали, // Достойных чтить ей подаю совет".

Аналогично, gaya scienza должна удовлетворять требованию веселости ("без радости и песни нет" у Гираута Рикьера), т.е. Предполагает способность певца поддерживать мажорную эмоциональную тональность лирики при неблагоприятном стечении обстоятельств и даже в случае получения от Донны отказа ("разум ставит запрет отчаянью" у Фолькета Марсельского). Таким образом, радость в любви выступает фундаментальным парадигмальным основанием куртуазной культуры, а ее семантико-аксиологическим обеспечением является подразумеваемое восхождение рыцаря к верховному благу и Божественной истине на путях любви к земной женщине, чья красота понята не просто как свечение благодати Творца в творении, но как безупречная презентация абсолюта в единичном (одним из оснований куртуазной культуры является ориентация на доплотиновский платонизм, транслированный в Южную Францию из арабизированной Испании), с одной стороны, и как откровение — с другой.

"В своем веселье сколь любовь мудра!" (Пейре Видаль). В рамках более поздней традиции в контексте посткуртуазной версии лирической поэзии в 1324 в Тулузе была основана "Консистория В.Н.", призванная поощрять бюргерских эпигонов трубадуров, редуцировавших сложный и многоуровневый символизм классической куртуазной традиции до непосредственной персонификации в образе Дамы — Приснодевы (от Донны — к Мадонне). (2) Произведение Ницше (1882), в рамках которого реализует себя стратегия "переоценки всех ценностей". Важнейшим аспектом этой работы, выступившим позднее одним из центральных узлов преемственности в развитии философской традиции от модернизма к современности, явилась заложенная в "В.Н." программная установка на методологию языковых игр и своего рода семантический волюнтаризм, оказавшие глубокое влияние на философию 20 в.

(игровой этимологизм Хайдеггера, игровая концепция культуры Хейзинги, модель соотношения сакрального и игрового начал в истории у Р.Кайюа, трактовка игры в качестве фундаментального феномена человеческого бытия у Э.Финка, моделирование бытия интеллектуала как рафинированной игры смыслов и со смыслами у Гессе и т.п.). (3) Термин, метафорически используемый в философии постмодернизма (введен Деррида) для обозначения собственно философии, понятой не в качестве линейно разворачивающейся кумулятивной традиции приращения абсолютного знания, но как принципиально нелинейный флуктуационный процесс, подчиненный игре случайностей, генерирующей открытое пространство для неограниченной игры смысла и семантического плюрализма.

"игры смысла" у Делеза, "игры истины" у Фуко, универсальный "игровой принцип" у Деррида и др. Согласно позиции Фуко, именно в игровом режиме должна быть выстроена "история истины", т.е. Такая история, которая "была бы не историей того, что может быть истинного в знаниях, а анализом "игр истины", игр истинного и ложного, игр, через которые бытие исторически конституирует себя как опыт, то есть как то, что может и должно быть помыслено". Неслучайно, что Фуко выстраивает методологию исследования нелинейных динамик (см. Генеалогия) на основе переосмысления ницшеанской "В.Н.". (См. Также Игра, Истина, Опыт.)М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Венский кружок

философский кружок, в котором были разработаны основы логического позитивизма (См. Логический позитивизм), сложился (в 1922) вокруг австрийского физика М. Шлика (преемника Э. Маха на кафедре философии Венского университета). В В. К. Входили. О. Нейрат, Х. Хан, Ф. Вейсман, К. Гёдель, Ф. Кауфман, В. Крафт, Г. Фейгль и др. В. К. Часто посещали Ф. Франк, К. Гемпель, позднее А. Айер. В 1926 в В. К. Был приглашен Р. Карнап. Принципиальная позитивистская установка В. К., отрицающая познавательный смыс..

Венский Кружок

ВЕНСКИЙ КРУЖОК, философский кружок, разработавший основы логического позитивизма (смотри Неопозитивизм>). Сложился в 1922 вокруг австрийского физика> М. Шлика. Главные участники - О. Нейрат, Р. Карнап>, Ф. Франк>, К. Гедель, К. Рейхенбах. Центральная идея - сведение философской проблематики к логическому анализу языка науки. Распался в начале 2-й мировой войны.. ..

Венский Кружок

Философский кружок, разработавший основы логического позитивизма. Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика. Главные участники - О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, Х. Рейхенбах. Центральная идея - сведение философской проблематики к логическому анализу языка науки, соединяемому с принципом верификации. Распался в нач. 2-й мировой войны.. ..

Венский Кружок

Собрание логиков и философов (среди них были Карнап, Рейхенбах, Гедель и Фейгл), которые оказали значительное влияние на современную психологию. В центре внимания этого кружка была научная философия, сопровождаемая эмпиризмом и глубокой верой в логический анализ. См. Логический позитивизм, который выражает принципы этого кружка.. ..

Венский Кружок

ВЕНСКИЙ КРУЖОК - группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. Был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ('кафедре Маха').В В.К. Входили. Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. Получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. Выдвинули программу создания новой научной филосо..

Венский Кружок

ВЕНСКИЙ КРУЖОК - группа ученых и философов, которая в 1920-е стали центром разработки идей логического позитивизма. В.К. Кружок был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Участники В.К. Выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. В В.К. Входили. Карнап, Нейрат, Вайсман, Г. Фегль, К. Гедель, Г. Ган, Ф. Кауфман и другие. После того, как В.К. Получил междун..

Велланский Данила Михайлович

(род. 1774, Борзна Черниговской губ. – ум. 1847, Москва) – рус. Ученый-медик и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга, проф. В 1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. Сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике...» (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается..

Венгерская Философия

Берет свое начало от переселившегося в Венгрию представителя поздней схоластики Петра Нигри (Petrus Nigri), умершего в 1484. На нее оказал влияние и Я. А. Коменский (1592-1670) во время своего пребывания в северной Венгрии. В ней находит отражение также и философия Декарта, но еще большее значение для ее формирования имели философия Канта и нем. Идеализм. Под их влиянием Хетеньи (1786 – 1853) создал систему «всеобщего гармонизма». С. Хорват (1804-1884) стремился примирить с помощью своего «конкр..

Венцль (Wenzl) Алоиз

(род. 25 янв. 1887, Мюнхен – ум. 20 июля 1967, там же) – нем. Философ. В 1933-1938, а также с 1946 – профессор в Мюнхене, ученик Э. Бехера. Стремился соединить методы и результаты современной биологии и физики с философией и религией с целью получения общеобязательных положений о действительности и для построения теории свободы. Представитель онтологической теории слоев (см. Учение о слоях) и психологической гипотезы виртуальности. Осн. Произв. «Das Leib-Seele-Problem», 1933. «Philosophie als We..

Вера

Глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. Позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. Близка интуиции. Как и интуиция, В. Субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. Были диаметрально противоположные воззрения. То, во что ..

Венский Кружок

ВЕНСКИЙ КРУЖОК. ..

Дополнительный поиск Венский Кружок Венский Кружок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венский Кружок" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венский Кружок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа