Вечность

273

(греч. Aion, лат. Eternitas) - 1) неограниченность во времени. 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на "до" и "после". 3) лишенное всякой длительности неподвижное "теперь". У индоевропейцев понятие В. Этимологически восходит к "веществу жизни", "молодости", обозначает продолжительную жизнь. Понятие о В. Формируется в философии как идея безначального и бесконечного становления космоса (Анаксимандр, Анаксимен, Филолай). У Гераклита В. - дитя, играющее смертными существами. У Парменида В. - длящееся постоянство, неизменность. Платон впервые связал В. С бытием эйдосов и чисел, с неделимым образцом как вечно живым существом, предшествующим миру и времени. В. Не "была" и не "будет", но только "есть". У Аристотеля В.

Упоминается в связи с небесными телами, для которых В. Означает отсутствие рождения и гибели. Вечно то, что вне времени. В. Не можетиметь ничего в потенции, т.е. Целиком действительна, она неподвижна, неделима и не имеет частей. В. - совершенная жизнь. У стоиков, а также в эллинистических культах В. (орфический Хронос-Фанес, александрийский Айон и др.) понимается как неизменный порядок бесконечного возвращения. В герметизме В. Сливается с "вторым богом", мировой душой. У Плотина В. - полная и совершенная жизнь, не имеющая частей. Ровный свет, исходящий из субстрата бытия. В неоплатонизме В. Либо ниже Абсолютного Бытия и выше Ума (Прокл), либо отождествляется с Умом. В. Не только объединяет в себе все части времени, но и порождает их (Плотин), управляет временем (Иоанн Дамаский).

Для христианства классическим стало определение А.М.С. Боэция. Совершенное обладание бесконечной жизнью целиком и сразу. В томизме В. - мера неизменности Божественной природы. Мы не можем знать о В. Иначе как через время, через отсутствие "предшествующего" и "последующего", реального или возможного конца и начала, сменяющих друг друга частей. В. Пребывает вся сразу, поскольку не испытывает недостатка ни в чем. В. - совершенное "теперь". Если с вещью не будет происходить никаких перемен, то ее сущность будет всегда одной и той же, а стало быть, и "теперь" как мера сущности прекратит свою смену. Такое неизменное "теперь" и есть В. Познаваемая как противоположность времени, В. Понимается как негативный атрибут, отрицание изменчивости (И.

Дунс Скот, Ауриол) или обусловленности (Ф. Суарес). Для Августина, Григория Великого и Фомы Аквинского В. Только положительна. Это совершенная жизнь Бога, сам Бог. Начиная с Василия Великого христианское богословие отличает от В. Бога непрестанность (aevum), которой Бог может наделять свои творения. Это неизменное "теперь", которое не имеет конца, но имеет начало. В нем пребывают ангелы, души блаженных и всех людей после воскресения из мертвых. Aevum описывается через состояния интуитивного божественного озарения, созерцания В. Так, ангелы способны изменяться, но удерживаются от этого созерцанием Бога и любовью к нему (Августин). Будучи сотворенными, пребывающие в aevum духовные сущности не способны принять свое существование целиком, и потому принимают его по частям, одну за другой (Альберт Великий).

Мистика И. Экхарта, учение Г.В.Ф. Гегеля о движении Духа, понимание "теперь" у С. Кьеркегора и концепция творческой длительности у А. Бергсона подготовили сближение времени и В. В 20 в. Протестантские богословы определяют В. Как "полноту времени". Согласно К. Барту, В. Есть истинное, абсолютное время. О. Кульманн и Э. Бруннер понимают В. Не как безвременность, а как бесконечную длительность (деятельность) Бога, частью которой является и человеческое время. Эту мысль развивает П. Тиллих. В. - это вечное присутствие, движущееся от прошлого к будущему вне потенциальности и актуальности. Объемля все периоды времени, В. Придает направленность истории. В целом для религиозной мысли 20 в. Характерна интерпретация В. Через философско-исторические категории (Ж.

Гиттон, И. Марру, Р. Бультман, О. Кульманн, Р. Нибур). Современные попытки филос. Обоснования В. В ее классическом понимании (Э. Стамп, Н. Кретцман) крайне редки и встречают критику (К. Смит и др.).Брагинская Н.В. Эон в "Похвальном слове Константину" Евсевия Кесарийского // Античность и Византия. М., 1975. Benveniste E. Expression indo-europeenne de l'eternite // Bulletin de la Societe de linguistique de Paris. 1937. № 38. Guitton J. Le temp et l'etemite chez Plotin et S. Augustin. Paris, 1959. Leftow B. Time and Eternity. New York, 1991. T.A. Нестик.

Значения в других словарях
Вечность

Свойство Бога, не имеющее начала и конца. Понятие, противоположное времени, то, что не допускает в себе никаких изменений.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Вечность

Кануть в вечность. 1. Полностью, навсегда, бесследно исчезнуть. ФСРЯ, 193. 2. Подвергнуться полному, абсолютному забвению. БМС 1998, 79.. ..

Вечность

Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки. Царство над миром принадлежит ребенку. Гераклит Вечность не есть сумма времени. Кароль Бунш Время — движущийся образ неподвижной вечности. Жан Жак Руссо Вечность есть образ, созданный из времени. Хорхе Луис Борхес Вечность влюблена в творения времени. Уильям Блейк Время — деньги, за которые мы должны купить вечность. Хосемария де Балангер Вечность — временное решение. Пока не определится начало и конец. Станислав Ежи Лец Жизнь — это вечност..

Вечность

Отойти в вечность.. ..

Вечность

Ж.1) а) Бесконечное во времени существование материального мира.б) Течение времени, не имеющее ни начала, ни конца.в) Вневременность, независимость от времени.2) разг. Время, тянущееся томительно долго (в субъективном ощущении кого-л.).. ..

Вечность

ВЕ́ЧНОСТЬ -и. Ж.. ..

Вечность

-и, ас. Очень долгое время, бесконечность. Не виделись целую в. (очень давно. Разг.). Кануть в в. (бесследно исчезнуть, не оставив следов, памяти о себе).. ..

Вечность

Вечности, мн. Нет, ж. (книжн.). Время, не имеющее ни начала, ни конца. Отойти в вечность (книжн.) - умереть, навсегда перестать существовать. Отошли в вечность купеческие типы Островского. Кануть в вечность (книжн.) - подвергнуться забвению, бесследно исчезнуть. Целую вечность (разг.) - очень долгое время. Мы не видались целую вечность.. ..

Вечность

Бесконечная длительность. (определение немецкого философа Фридриха Шеллинга) истинная бесконечность — это не такая бесконечность, которая включает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени.. ..

Вечность

-одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога (Рим 1.20) и не находится в связи ни с одним из земных качеств (2Кор 4.18). Вечность-это непрекращающееся состояние, никогда не начавшееся и никогда не кончающееся. Вечен только Бог (Быт 21.33. Рим 14.25), поэтому вечен Сын Его Господь Иисус Христос и Дух Святой. Вечны и духовные творения Божии-Ангелы и души людей. По самому смыслу вечности, в ней не может что-то возникнуть внов..

Вечное Возвращение

— один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше, используемый им для обозначения высшей формы утверждения жизни, того, как, по словам Хайдеггера, должно существовать бытие сущего, способ бытия этого сущего. Историю зарождения этой идеи точно датировал сам Ницше, сообщая время и место, когда она ему явилась — в августе 1881 во время пути из швейцарской деревушкиСильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы. Именно в это ..

Вечное Возвращение Того Же Самого, Или Всех Вещей

(ewige Wiederkunft des Gleichen, oder aller Dinge) - основополагающая мысль Ницше, которая словно круг, очерчивает и определяет существо его философии жизни. В "Ессе Homo" Ницше пишет. "Теперь я расскажу историю Зарату-стры. Основная концепция этого произведения, мысль о вечном возвращении, эта высшая форма утверждения, которая вообще может быть достигнута, - относится к августу 1881. Она набросана на листе бумаги с надписью "6000 футов по ту сторону человека и времени". Человек, сущее из сущего..

Вещество

По своему значению близко понятию материя, но не равнозначно ему полностью. В то время как со словом «материя» преимущественно связываются представления о грубой, инертной, мертвой действительности, в которой господствуют исключительно механические законы, вещество является «материалом», который благодаря получению формы вызывает мысли об оформленности, жизненной пригодности, облагораживании. См. Гешталъткачества.. ..

Вещь

— отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. Задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. Являются ее свойства. Место и роль данной В. В определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие "В." является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Дре..

Дополнительный поиск Вечность Вечность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вечность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вечность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа