Вечность
(греч. Aion, лат. Eternitas) - 1) неограниченность во времени. 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на "до" и "после". 3) лишенное всякой длительности неподвижное "теперь". У индоевропейцев понятие В. Этимологически восходит к "веществу жизни", "молодости", обозначает продолжительную жизнь. Понятие о В. Формируется в философии как идея безначального и бесконечного становления космоса (Анаксимандр, Анаксимен, Филолай). У Гераклита В. - дитя, играющее смертными существами. У Парменида В. - длящееся постоянство, неизменность. Платон впервые связал В. С бытием эйдосов и чисел, с неделимым образцом как вечно живым существом, предшествующим миру и времени. В. Не "была" и не "будет", но только "есть". У Аристотеля В.
Упоминается в связи с небесными телами, для которых В. Означает отсутствие рождения и гибели. Вечно то, что вне времени. В. Не можетиметь ничего в потенции, т.е. Целиком действительна, она неподвижна, неделима и не имеет частей. В. - совершенная жизнь. У стоиков, а также в эллинистических культах В. (орфический Хронос-Фанес, александрийский Айон и др.) понимается как неизменный порядок бесконечного возвращения. В герметизме В. Сливается с "вторым богом", мировой душой. У Плотина В. - полная и совершенная жизнь, не имеющая частей. Ровный свет, исходящий из субстрата бытия. В неоплатонизме В. Либо ниже Абсолютного Бытия и выше Ума (Прокл), либо отождествляется с Умом. В. Не только объединяет в себе все части времени, но и порождает их (Плотин), управляет временем (Иоанн Дамаский).
Для христианства классическим стало определение А.М.С. Боэция. Совершенное обладание бесконечной жизнью целиком и сразу. В томизме В. - мера неизменности Божественной природы. Мы не можем знать о В. Иначе как через время, через отсутствие "предшествующего" и "последующего", реального или возможного конца и начала, сменяющих друг друга частей. В. Пребывает вся сразу, поскольку не испытывает недостатка ни в чем. В. - совершенное "теперь". Если с вещью не будет происходить никаких перемен, то ее сущность будет всегда одной и той же, а стало быть, и "теперь" как мера сущности прекратит свою смену. Такое неизменное "теперь" и есть В. Познаваемая как противоположность времени, В. Понимается как негативный атрибут, отрицание изменчивости (И.
Дунс Скот, Ауриол) или обусловленности (Ф. Суарес). Для Августина, Григория Великого и Фомы Аквинского В. Только положительна. Это совершенная жизнь Бога, сам Бог. Начиная с Василия Великого христианское богословие отличает от В. Бога непрестанность (aevum), которой Бог может наделять свои творения. Это неизменное "теперь", которое не имеет конца, но имеет начало. В нем пребывают ангелы, души блаженных и всех людей после воскресения из мертвых. Aevum описывается через состояния интуитивного божественного озарения, созерцания В. Так, ангелы способны изменяться, но удерживаются от этого созерцанием Бога и любовью к нему (Августин). Будучи сотворенными, пребывающие в aevum духовные сущности не способны принять свое существование целиком, и потому принимают его по частям, одну за другой (Альберт Великий).
Мистика И. Экхарта, учение Г.В.Ф. Гегеля о движении Духа, понимание "теперь" у С. Кьеркегора и концепция творческой длительности у А. Бергсона подготовили сближение времени и В. В 20 в. Протестантские богословы определяют В. Как "полноту времени". Согласно К. Барту, В. Есть истинное, абсолютное время. О. Кульманн и Э. Бруннер понимают В. Не как безвременность, а как бесконечную длительность (деятельность) Бога, частью которой является и человеческое время. Эту мысль развивает П. Тиллих. В. - это вечное присутствие, движущееся от прошлого к будущему вне потенциальности и актуальности. Объемля все периоды времени, В. Придает направленность истории. В целом для религиозной мысли 20 в. Характерна интерпретация В. Через философско-исторические категории (Ж.
Гиттон, И. Марру, Р. Бультман, О. Кульманн, Р. Нибур). Современные попытки филос. Обоснования В. В ее классическом понимании (Э. Стамп, Н. Кретцман) крайне редки и встречают критику (К. Смит и др.).Брагинская Н.В. Эон в "Похвальном слове Константину" Евсевия Кесарийского // Античность и Византия. М., 1975. Benveniste E. Expression indo-europeenne de l'eternite // Bulletin de la Societe de linguistique de Paris. 1937. № 38. Guitton J. Le temp et l'etemite chez Plotin et S. Augustin. Paris, 1959. Leftow B. Time and Eternity. New York, 1991. T.A. Нестик.
Дополнительный поиск Вечность
На нашем сайте Вы найдете значение "Вечность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вечность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 8 символа