Гавриил, В Миру Воскресенский Василий Николаевич
(род. 1795, Москва – ум. 1868, Муром) – рус. Богослов и историк философии, архимандрит, профессор Казанского ун-та. «История философии» (1840) архимандрита Гавриила – одно из первых рус. Исследований, где разработаны теоретико-методологические проблемы историко-философского знания. В ней содержались сведения по истории восточной (кит. И инд.) философии. Она впервые давала очерк истории рус. Философии. История философии для Гавриила – это история познавательных возможностей человека, его чувствительности, разума и воли, которые должны рассматриваться совокупно, без абсолютизации одной какой-либо познавательной способности исключительно. Как и история познания, она демонстрирует абсолютизацию этих начал. В результате мы имеем осн.
Философские направления. Сенсуализм, абсолютизировавший чувство, идеализм, абсолютизировавший разум, и мистицизм, абсолютизировавший волю. История философии, по мнению Гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически («следовать тому порядку, в котором они обнаружились»), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. Гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. Однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия «в. Душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно».
Единство логического и исторического в истории философии Гавриила дополняется требованием обязательного учета индивидуальных особенностей философа, чьи произв. Подвергаются анализу. Национальные особенности рус. Философии он трактует провиденциалистски, добавляя, что Божья благодать по-разному распределена для разных народов и поэтому должны быть учтены также географический фактор («климат и особенности земли»), социально-психологические черты народа и его традиции во всех сферах жизнедеятельности – от государственной до культурной. Совокупность названных условий приводит у одних народов к развитию философии в «наукообразном выражении», у других – в «повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии». При этом он делает вывод, что рус.
Народ привержен религии и монархии. Национальной особенностью рус. Философии, по мнению архимандрита Гавриила, является сочетание веры и знания, рассудительности и набожности. Самый ожесточенный отпор с его стороны встретили Юм и Кант, наиболее снисходителен он к Кузену, благосклонен – к аббату Ботену. Рус. Философию характеризовал в духе славянофилов. Несмотря на некоторую недостоверность и фантастичность фактов «Истории философии», архимандрит Гавриил остается первым историком рус. Философии, кстати, и таких ее областей, как логика, метафизика, нравственная философия, эстетика. Кроме упомянутых произв. Им написана «Философия правды» (1813)..
Дополнительный поиск Гавриил, В Миру Воскресенский Василий Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Гавриил, В Миру Воскресенский Василий Николаевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гавриил, В Миру Воскресенский Василий Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 48 символа