Гаман (Нamann) Иоганн Георг

216

(1730-1788) - нем. Философ, писатель, религиозный мыслитель. Зарабатывал на жизнь трудом домашнего учителя, обладал энциклопедическими познаниями в различных областях. В 1758 во время деловой поездки в Лондон пережил христианское обращение и проникся сознанием необходимости осуществления религиозной миссии, средством для чего избрал литературное творчество. Находясь на государственной службе в качестве акцизного чиновника и начальника таможни, принял активное участие в литературной полемике вокруг идеалов Просвещения, в которой выступил как проницательный критик различных сторон просветительского культурного проекта. Личное общение с Г. Оказало существенное влияние на идейное развитие И. Канта, И.В. Гёте, И.Г.

Гердера, Ф.Г. Якоби.Не будучи философом академического типа, Г. Тяготел к сократическому пониманию философии как провокационной проблематизации общепринятых положений. Г. Создал своеобразный стиль философствования, для которого характерны несистематичность изложения, предельная метафоричность, намеренная риторическая изощренность, едкая ирония, обилие аллюзий (за темноту языка Г. Получил прозвание "Северный Маг"). Наиболее значительные произведения Г. - "Сократические достопримечательности", "Крестовые походы филолога", "Сивиллины листки", - несмотря на их внешнюю фрагментарность и мозаичность, образуют внутренне связное целое и служат выражением весьма законченного миросозерцания.Основная интуиция творчества Г.

- парадоксальность бытия и экзистенциальная неповторимость внутреннего опыта личности. Именно из нее проистекают главные мотивы критики просветительского культа разума. Разум, по Г., самопротиворечив, догматичен, абстрактен. Основой его деятельности является конечная человеческая экзистенция, которая всегда связана с чувственностью, вплетена в конкретную ситуацию, погружена в историю и абсолютно индивидуальна. Действительность, раскрывающаяся индивиду, имеет характер тайны, и адекватной формой ее постижения является парадокс (просветительскому "здравому смыслу" Г. Противопоставляет "мудрость противоречия"). На смену интерпретации познания как рационально- логического моделирования структуры действительности должно прийти переживание интимной связи познающего и познаваемого как равноправных участников непредсказуемого диалога.

Обнаружение личностного смысла бытия осуществляется в вере, которая выступает не только как условие познания (в чем Г. Опирается на Д. Юма), но и как основа самого человеческого существования. Т.о., ключом к пониманию смысла действительности является ситуация коммуникации, а главной формой обнаружения этого смысла выступает язык (отсюда неприятие Г. Математизированного естествознания и превознесение филологии как венца всех наук). В "Метакритике пуризма чистого разума" Г. Указал на недооценку феномена языка как на главный недостаток кантовского критицизма (по Г., искомый Кантом синтез чувственности и рассудка имеется уже в самом языке). Язык в интерпретации Г. - непосредственное обнаружение трансцендентного, откровение сверхчувственного - в чувственном, внутреннего - во внешнем (в этом смысле природа есть обращенная к человеку божественная речь).

Г. Подчеркивает творческую мощь слова и его органическую природу (отсюда его убеждение в изначальности поэтической стихии речи).Творчество Г., маргинальное для современников, стало предметом культа в романтическую эпоху (особое значение имели его эстетические установки). Прямым наследником Г. Как в содержательном, так и в стилистическом отношении стал С. Кьеркегор. В 20 в. Идеи Г. Были переосмыслены в контексте философии жизни (В. Дилътей), религиозного экзистенциализма (К. Ясперс) и диалогической традиции (М. Бубер). Samtliche Werke. Wien, 1949-1957. Bd 1-6. Metzke E. J.G. Hamanns Stellung in der Philosophie des 18. Jahrhunderts. Halle, 1934. Alexander W.M. J.G. Hamann. Philosophy and Faith. Hague, 1966. J.G. Hamann. Darmstadt, 1978..

Значения в других словарях
Галлюцинация

(от лат. Hallucinatio – бред, видение) – объективно часто труднодоказуемый обман чувств, при котором запечатлевшееся в памяти представление, чисто субъективный душевный процесс принимается за реальность. Галлюцинации родственны иллюзиям (см. Иллюзия) тем, что как те, так и другие включают в себя ложные восприятия. Однако иллюзия, в отличие от галлюцинации, вызывается реальным объектом. В последние годы интерес к галлюцинациям возрос благодаря исследованиям в области галлюциногенов. В современной..

Гальтон (Galton) Фрэнсис

(род. 16 февр. 1822, Бирмингем – ум. 17 янв. 1911, Лондон) – англ, психолог и антрополог. Основатель евгеники. Установленное им на основе биологического эволюционизма правило наследования (правило Гальтона) гласит, в частности относительно высокой и высшей одаренности, что отклонения индивидов одного вида колеблются вокруг высшего значения максимума. Осн. Произв. «Hereditary genius, its laws and consequences», 1869. «Memuares of my life», 1908.. ..

Гамелен (Нamelin) Октав

(род. 22 июля 1856, Ле-Лион-д'Анже – ум. 11 сент. 1907, Юше, Ланды) – франц. Философ. С 1905 – профессор Сорбоннского ун-та в Париже, ученик Ренувье. Преобразовал учение Канта о категориях в диалектику действительности. Тезис, антитезис и синтез – три фазы отношения, определяющего каждую вещь. Мышление – это одновременно объект и субъект, а также их синтез. Осн. Произв. «Essai sur les elements principaux de la representation», 1901.. ..

Гамильтон (Нamilton) Уильям

(род. 8 марта 1788, Глазго – ум. 6 мая 1856, Эдинбург) – англ, философ. Профессор (с 1821). В качестве исходного пункта своего учения использовал метод мышления шотл. Философской школы (см. Шотландская школа) и связал его с идеями Канта. Предметом познания является только обусловленное и ограниченное. Безусловное в своих обеих формах абсолютного (т.е. Того, что является завершенным или совершенным) и бесконечного (т.е. Того, что не может быть завершено) есть предмет веры. В логике Гамильтон пыта..

Дополнительный поиск Гаман (Нamann) Иоганн Георг Гаман (Нamann) Иоганн Георг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гаман (Нamann) Иоганн Георг" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гаман (Нamann) Иоганн Георг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 27 символа