Гартман (Нartmann) Николай
(1882-1950) - нем. Философ, основоположник критической (или новой) онтологии. Основные труды. "К основам онтологии", "Новый путь онтологии", "Построение реального мира", "Этика", "Эстетика", "Основные черты метафизики познания" и др. Г. Одним из первых в 20 в. Предпринял попытку возрождения онтологии. Основные метафизические вопросы, в которых работает филос. Мысль, имеют, по его мнению, онтологическую природу. Теоретическое мышление, которое не было бы в своей основе онтологическим, никогда не существовало и не является возможным. Рассуждения о бытии необходимо принадлежат к сущности мысли. Прежде чем узнать, как совершается познание, надо узнать, что познается. Без онтологического обоснования все филос. Положения повисают в воздухе.
Онтология - важнейшая составная часть метафизики. И онтология, и метафизика имеют дело с бытием, но метафизика - с принципиально непознаваемыми проблемами, а онтология с уже познанным и принципиально познаваемым бытием. Именно онтология обратила внимание на иррациональные, непознаваемые "остатки" проблем, неразрешенные и неразрешаемые вопросы, в которые упирается каждое исследование. В сущности бытия вообще скрывается иррациональное, нечто такое, что мы не можем до конца обнаружить, открыть, но нельзя сказать, что бытие безусловно непознаваемо. Мы не знаем, что такое бытие в общем, но в частностях оно нам хорошо известно, в определенных формах данности оно является чем-то совершенно бесспорным. Вопросы о способах бытия и структуре бытия, о модальном и категориальном строении - самое неметафизическое в метафизических проблемах, относительно наиболее рациональное в вопросах, содержащих иррациональные остатки.
Г. Различал четыре сферы во всем, что охватывается понятием "бытие". Две первичные, не зависимые от сознания человека (в-себе-бытие), и две вторичные (бытие-для-нас). Первичные сферы выражаются в двух основных способах бытия. Реальное и идеальное бытие. Им противостоит сознание, которое расщепляется на две сферы. Логическую сферу и сферу познания. Познание связано с реальным бытием, а логическое - с идеальным. Реальное бытие состоит из четырех слоев. Неорганическое, органическое, душевное и духовное бытие. Не категория материи, а категории времени и индивидуальности объявляются подлинными характеристиками реальности, являясь границей между изменчивым реальным бытием и неизменным идеальным бытием. В пространстве только часть реального мира является органической и неорганической природой.
Все существующее во времени реально, и только реальное существует во времени. Реальному миру свойственна индивидуальность, неповторимость, одноразовость. Материалисты смешивают материальное с реальным, получается, что исторические судьбы, исторические события нереальны. Так же и психические акты не менее реальны, чем вещи и события. Но и язык, право, наука, нравственность - не идеальное бытие, т.к. Они подвержены изменениям, связаны с реальной жизнью народа в определенную историческую эпоху. Г. Приводит свое понимание онтологии в теории познания, в этике, эстетике, раскрывая соотношение реальных и идеальных сфер бытия, идеальных ценностей и реальной человеческой воли.Эстетика. М., 1958. Проблемы духовного бытия // Культурология.
XX век. Антология. (Лики культуры). М., 1995. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 1965.Горнштейн Т.Н. Философия Н. Гартмана Л., 1969. Вяккерев Ф.Ф. Категория бытия у Гартмана // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1992. Вып. 2.В.Д. Губин.
Дополнительный поиск Гартман (Нartmann) Николай
На нашем сайте Вы найдете значение "Гартман (Нartmann) Николай" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гартман (Нartmann) Николай, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 26 символа