Гартман (Нartmann) Николай

202

(1882-1950) - нем. Философ, основоположник критической (или новой) онтологии. Основные труды. "К основам онтологии", "Новый путь онтологии", "Построение реального мира", "Этика", "Эстетика", "Основные черты метафизики познания" и др. Г. Одним из первых в 20 в. Предпринял попытку возрождения онтологии. Основные метафизические вопросы, в которых работает филос. Мысль, имеют, по его мнению, онтологическую природу. Теоретическое мышление, которое не было бы в своей основе онтологическим, никогда не существовало и не является возможным. Рассуждения о бытии необходимо принадлежат к сущности мысли. Прежде чем узнать, как совершается познание, надо узнать, что познается. Без онтологического обоснования все филос. Положения повисают в воздухе.

Онтология - важнейшая составная часть метафизики. И онтология, и метафизика имеют дело с бытием, но метафизика - с принципиально непознаваемыми проблемами, а онтология с уже познанным и принципиально познаваемым бытием. Именно онтология обратила внимание на иррациональные, непознаваемые "остатки" проблем, неразрешенные и неразрешаемые вопросы, в которые упирается каждое исследование. В сущности бытия вообще скрывается иррациональное, нечто такое, что мы не можем до конца обнаружить, открыть, но нельзя сказать, что бытие безусловно непознаваемо. Мы не знаем, что такое бытие в общем, но в частностях оно нам хорошо известно, в определенных формах данности оно является чем-то совершенно бесспорным. Вопросы о способах бытия и структуре бытия, о модальном и категориальном строении - самое неметафизическое в метафизических проблемах, относительно наиболее рациональное в вопросах, содержащих иррациональные остатки.

Г. Различал четыре сферы во всем, что охватывается понятием "бытие". Две первичные, не зависимые от сознания человека (в-себе-бытие), и две вторичные (бытие-для-нас). Первичные сферы выражаются в двух основных способах бытия. Реальное и идеальное бытие. Им противостоит сознание, которое расщепляется на две сферы. Логическую сферу и сферу познания. Познание связано с реальным бытием, а логическое - с идеальным. Реальное бытие состоит из четырех слоев. Неорганическое, органическое, душевное и духовное бытие. Не категория материи, а категории времени и индивидуальности объявляются подлинными характеристиками реальности, являясь границей между изменчивым реальным бытием и неизменным идеальным бытием. В пространстве только часть реального мира является органической и неорганической природой.

Все существующее во времени реально, и только реальное существует во времени. Реальному миру свойственна индивидуальность, неповторимость, одноразовость. Материалисты смешивают материальное с реальным, получается, что исторические судьбы, исторические события нереальны. Так же и психические акты не менее реальны, чем вещи и события. Но и язык, право, наука, нравственность - не идеальное бытие, т.к. Они подвержены изменениям, связаны с реальной жизнью народа в определенную историческую эпоху. Г. Приводит свое понимание онтологии в теории познания, в этике, эстетике, раскрывая соотношение реальных и идеальных сфер бытия, идеальных ценностей и реальной человеческой воли.Эстетика. М., 1958. Проблемы духовного бытия // Культурология.

XX век. Антология. (Лики культуры). М., 1995. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 1965.Горнштейн Т.Н. Философия Н. Гартмана Л., 1969. Вяккерев Ф.Ф. Категория бытия у Гартмана // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1992. Вып. 2.В.Д. Губин.

Значения в других словарях
Гартман (Нartman) Эдуард

(1842—1906) — немецкий философ, один из представителей идейного пессимизма и иррационализма второй половины 19 в. Был вынужден отказаться от военной карьеры и занялся философией. В 1869 Г. Опубликовал труд, прославивший его. "Философия бессознательного", выдержавший много изданий еще при жизни автора (десятое издание — 1890). Это главное произведение Г., хотя за ним последовало почти 30 больших и меньших сочинений. Важнейшие философские работы Г. "Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство"..

Гартман (Нartmann) Макс

(род. 7 июля 1876, Тюбинген – ум. 11 окт. 1962, Бухенбюль) – нем. Биолог и натурфилософ, работал над проблемами генетики, физиологии оплодотворения и половой физиологии, а также над философскими выводами из этих наук. Осн. Произв. «Allgemeine Biologie», 1953. «Sexualitдt», 1956. «Die philosophishen Grundlagen der Naturwissenschaften», 1948.. ..

Гартман (Нartmann) Эдуард

(1842-1906) - немецкий философ, создатель "философии бессознательного". Из-за болезни отказался от желанной военной карьеры и занялся философией. Собственные философские воззрения развивал под влиянием идей философии Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра, учения Дарвина и др. Написал ряд работ по проблемам натурфилософии, логики, эстетики, философии религии и пр. Основное произведение. "Философия бессознательного" (1869). Опираясь на философскую традицию, предпринял попытку доказательства, что в основе ..

Гартман (Нartmann) Эдуард Фон

..

Дополнительный поиск Гартман (Нartmann) Николай Гартман (Нartmann) Николай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гартман (Нartmann) Николай" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гартман (Нartmann) Николай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа