Данте Алигьери (Dante Аlighieri)

203

(1265—1321) — итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка. Перу Д. Принадлежат. Грандиозная философская поэма "Божественная комедия", фактически представляющая собою обзор всей предшествующей культурной традиции (как в проблемном, так и персональном планах). Трактат "Пир" — первый прецедент ученой прозы на итальянском языке (volgare) и первое предренессансное произведение просветитель- ской направленности, посвященное проблемам физики, астрономии, этики. Трактат "О народном красноречии", написанный по-латыни и разрабатывающий поэтику и риторику романских языков (в первую очередь итальянского и провансальского).

Социально-философский трактат "Монархия", представляющий собою политико-утопическую модель общественного устройства. Лирическое поэтико-прозаическое произведение "Новая жизнь". Многочисленные письма, канцоны, секстины, баллаты, эклоги и сонеты, отличающиеся изысканной строфикой. Родился во Флоренции в семье, происходящей, согласно преданию, из римского рода Элизеев, участвовавшем в основании Флоренции. Праправнук Каччагвидо, участвовашего в Крестовом походе Конрада III, внук знаменитого гвельфа Беллинчоне. Вырос при мачехе, в 18 лет лишился отца, став старшим в семье, состоящей из двух сестер и брата. Ученик Брунетто Латини, юриста, писателя и переводчика (Аристотель, Вергилий, Овидий, Цезарь, Ювенал). Был женат (по решению родителей) на дочери своего политического врага Манетто Донати, отец четырех детей.

Принадлежал к партии Белых гвельфов, начиная с 1295 активно участвует в политической жизни Флоренции, играя значительную роль в Особом народном совещании при Капитане народа (Consiglio delia Capitudino. Ноябрь 1295 — апрель 1296). Был избран одним из шести сави (ит. Savi — мудрец) района Флоренции Сан-Петро. В 1296 был членом Совета Ста (главный финансовый орган республики). В 1300 — одним из семи приоров Флоренции. После падения белой сеньории Д. Был наряду с другими лидерами Белых обвинен в baratteria, т.е. В злоупотреблении властью, и изгнан (январь 1302), в марте 1302 было вынесено дополнительное постановление относительно Д. При его попытке вернуться во Флоренцию, пусть его "жгут огнем, пока не умрет". Д. Является одним из организаторов 1-й муджеланской войны (в союзе с гиббелинами), позднее жил в изгнании (Верона, Болонья, Равенна и др.), продолжая участвовать в политической деятельности.

В 1313 посещает Париж с образовательными целями ("для усовершенствования знаний"). Приветствовал объединительные тенденции в политической жизни Италии и, в частности, избрание Генриха Люксембургского итальянским императором и его тезис о неразличении гиббелинов и гвельфов. Нежелавшая признать императора, Флоренция подверглась столь резкому осуждению Д. (письмо "злодеям-флорентийцам" от 01.03.1311), что Д. И его сыновья были исключены из Флорентийской амнистии. После соответствующего декрета Д. Мог бы вернуться на родину, пройдя публичный обряд покаяния, но отказался от унизительной процедуры, предпочтя изгнание. В 1315 вновь был осужден на смерть сеньорией Фло- ренции вместе с сыновьями. В качестве посла правителя Равенны Гвидо де Полента в Венеции участвовал в заключении мира с республикой Сен-Марко.

Возвращаясь из Венеции, заболел малярией и умер. Похоронен в Равенне (даже после объединения Италии в 19 в. Равенна не согласилась вернуть прах Д. Во Флоренцию). В сфере философской мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также — отчасти — неоплатонизма, стоицизма и арабской философии. Специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского. Аксиологическая система поэтики Д. Генетически восходит к Псевдо-Дионисию Ареопагиту (заключительная часть "Божественной комедии") и перипатетизму ("Пир"). Политическим идеалом Д., сформировавшимся в условиях перманентной гражданской войны, было единое светское государство — гарант мира и воплощение законности, — где будут ликвидированы сепаратизм и частная собственность на землю.

Управление этим государством мыслится Д. Согласно платоновской модели. Решения монарха должны быть фундированы советами философа ("О вы, несчастные, ныне правящие. О вы, несчастнейшие, которыми управляют. Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением"). Оптимальное, с точки зрения Д., политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой — предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы. Развитие этих двух тенденций должно, по Д., привести к "полноте времен", т.е. Всеобщему благоденствию. Отрицание Д. Так называемого "константинового дара" (т.е. Передачи в свое время императором Константином большой территории Италии под юрисдикцию папы) вызвало острую реакцию со стороны церкви.

По свидетельству Дж. Бокаччо, кардинал Бельтрандо дель Подисетто приказал сжечь рукопись "Монархии". Позднее, в 1329, он же призывал подвергнуть аутодафе останки Д. Доминиканским монахом Гвидо Вериани из Римини было написано сочинение против "Монархии", что в свою очередь, вызвало ответную реакцию со стороны Чино де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато, Марсилио Падуанского, дав новый импульс развитию идей о гармоничном государственном устройстве. "Монархия" Д. Вызывает острые споры вплоть до сегодняшнего дня. Ее идеи подвергались толкованию с романтических (объединение Италии в этнических границах), экстремистски националистических (мировая итальянская гегемония) и утопико-коммунистических (всеобщее государство всеобщего счастья) позиций.

Семантически социальная модель Д. Открыта для трактовки с позиций идеала глобальной цивилиза- ции с его презумпцией этнического полицентризма. Поэтическое творчество Д. Ориентировано на полисемантический символизм (см. Идеи "Пира" о наличии первого, т.е. Исторического или буквального значения текста, служащего основой конституирования аллегорического и анагогического его значений). Вводимая Д. Система персонификаций различных качеств личности и проявлений душевной жизни ("Я говорю об Аморе так, как если бы он обладал самостоятельным бытием. Амор не является субстанцией, но качеством в субстанции"), задает в культуре вслед за соответствующей системой персонификаций позднесредневековой галантной культуры (прежде всего "Романа о розе") вектор оформления интерсубъективною языка, посредством которого возможен предметный разговор о чувственной сфере.

Центральным смыслообразом поэтики Д. Является фигура Беатриче (итал. Beatrice — дарующая блаженство. В "Новой жизни" прохожие с первого взгляда усматривали ее божественную красоту и достоинство. "не зная, как ее зовут, — именовали Беатриче"), чей реальный прообраз — дочь Фалько Портинари и жена банкира Симоне де'Барди, троюродная сестра мачехи Бокаччо. Семантика образа Беатриче восходит к семантике Донны в dolce stil nuovo и в куртуазной лирике. Поэтика Д. Конституирует образ Беатриче как воплощение абсолютной красоты и женственности, которые есть основа красоты, светящейся в других женских ликах (идея прекрасно передана иллюстрациями Эрнста Неизвестного к "Новой жизни"). Фактически красота Беатриче мыслится Д.

В качестве красоты как таковой в субстанциальном ее выражении ("в ее красе предел природных сил"), — такая красота способна обновить природу тех, кто ею любуется, "ибо она чудесна" (отсюда — "Новая жизнь"), и причастность к ней означает моральное совершенствование и духовный взлет. "Прекрасна власть Амора, ибо от всего низкого обращает она намерения верного". Потому, характеризуя красоту Беатриче, Д. Интерпретирует ее в куртуазной парадигме как импульс к божественному восхождению, аксиологически эквивалентному откровению. "Пусть воздадут Творцу благодаренье // Все, сопричастные ее путям". Это отражено и в цветовой символике поэтики Д. Во время первой встречи Беатриче, девятилетняя девочка, одета в пурпурно-красное — цвет грядущей страсти.

Во время второй встречи Беатриче в расцвете своей женской красоты, в ослепительно белых одеждах — символе невинности и чистоты ("Новая жизнь"). Во время третьей, финальной встречи Беатриче, царица мира, предстает перед Д. В сияющем огненном одеянии ("Божественная комедия"), что в рамках восходящей к неоплатоникам световой символики христианства означает мудрость, славу Божью и совершенство. Семантика любви в этом контексте конституируется как семантика очищения и восхождения к Абсолюту (см. Программную для Д. Канцону "Мое три дамы сердце окружили...", где персонифицированные верховные добродетели — Справедливость, Правда и Законность, — гонимые и отверженные всеми, находят единственного друга в лице Амора).

Значительным символом выступает у Д. И персонификация "сострадательной дамы", которая является "достойнейшей дочерью Повелителя Вселенной, которую Пифагор именовал Философией". Именно "Мадонна Философия" выступает у Д. Вдохновительницей его духовных и интеллектуальных исканий, и в этом смысле образы "Мадонны Беатриче" и "Мадонны Философии" оказываются семантически эквивалентными. "За сферою предельного движенья // Мой вздох летит в сияющий чертог. // И в сердце скорбь любви лелеет Бог // Для нового Вселенной разуменья". Поэзия Д. Сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C.

Соловьева). Исследование творчества Д. Оформилось в настоящее время в специальную отрасль медиевистики — дантологию, изучению и популяризации его наследия посвящена деятельность специальных институтов и фондов (Итальянское Дантовское общество, например).М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Данилевский Николай Яковлевич

(1822-1885) - философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов - первого варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби.В 1843-1847 учился на физико-математическом факультете Петербургского ун-та. С 1845 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1848 арестован по делу Петрашевского и летом 1850 направлен в административную ссылку. Позднее участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций.Творч..

Данное

Это нечто, существующее без нашего содействия как факт или содержание сознания. «данное», «данность» – нейтральное выражение для переживаемого наличного бытия предметного содержания в сознании.. ..

Дао

(кит. — Бог, слово, логос, путь) — понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что. Не имея ни имени, ни формы. Будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века. Являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения — неопределяемым, но совершенным. Находясь в состоянии покоя и неизбывного движения. Выступая первопричиной всех изменений, — является "матерью всех вещей", "корнем всего". Д. — ("всеединое" по Лао-цзы) — зависит лишь от себя самого. "человек зависит от..

Дао Дэ Цзин

..

Дополнительный поиск Данте Алигьери (Dante Аlighieri) Данте Алигьери (Dante Аlighieri)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Данте Алигьери (Dante Аlighieri)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данте Алигьери (Dante Аlighieri), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 32 символа