Диоген Синопский

141

(ок. 404 — ок. 323 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. В духе кинизма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противореча- щих друг другу описаний и доксографий, фигура Д.С. Предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду. Так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду. Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Д.С. Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя Д.С.

Зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел — в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф.Сейер). На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о Д.С., который днем с фонарем искал честного человека. (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.) Основной источник сведений о Д.С. — это "Жизнеописания и мнения" Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения Д.С., Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Д.С., среди которых как философские работы ("О добродетели", "О добре" и т.д.), так и несколько трагедий.

Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов Д.С. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена "Собака" и "сумасшедший Сократ". Не вызывает сомнений, что Д.С. И в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т.д.

Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий). Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера.

Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского, день смерти Д.С. Совпадает с днем смерти Александра Македонского. Благодаря своей оригинальности Д.С. Является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. (См. Также Сократические школы, Трансгрессия.) A.B. Вашкевич.

Значения в других словарях
Диоген Синопский

(Diogénes Sinopéus) (около 404—323 до н. Э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников (См. Киники) Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Д. С. Отвергал цивилизацию, в частности государство, объявлял культуру насилием над человеческим существом и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние. Себя он объявлял гражданином мира, проповедовал общность жён и детей. Своё безразличие к морали и общественности Д. С. Доводил до полного равнодушия..

Диоген Синопский

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 400 - ок. 325 до н. Э.) - древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена. Практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства. Герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира ("космополитом"). По преданию, жил в бочке (пифосе).. ..

Диоген Синопский

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (около 400 - около 325 до нашей эры), древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена. Практиковал крайний аскетизм>, доходящий до эксцентрического юродства. Герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира (космополитом). По преданию, жил в бочке.. ..

Диоген Синопский

Диоген Синопский(Diogenes Sinopeus)Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (ок. 400 или 412 - ок. 323 до н.э.) Греческий философ-киник. Родился в Синопе на Черном море. Ученик Антисфена. Жил в Афинах в крайней бедности, исповедуя аскетизм. В основе его учения лежал принцип, говорящий о том, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем и избегая удобств. Благодаря этому получил прозвище "Кинон" (в переводе с греч. - "собака" или "бесстыдник"). Его послед..

Диоген Синопский

Диоген Синопский, Diogenes, ум. В 328-323 гг. До н. Э., греческий философ. Сын банкира Гикесия. В Афинах слушал Антисфена. Умер в Коринфе. Согласно легенде, он покончил с собой, нарочно задержав дыхание. Приписываемые ему в древности произведения (диалоги и трагедии), вероятно, не были подлинными. Д. Учил, что величайшим благом является добродетель, а все остальное безразлично. Добродетель достигается посредством разума, но прежде всего - трудом (ponos) и упражнением (askesis). Идеалом Д. Был Ге..

Диоген Синопский

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ. ..

Диоген Синопский

(ок. 404 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. В духе кинизма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий, фигура Д.С. Предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему пе..

Диоген Синопский

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 404 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. В духе ки-низма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг-другу описаний и док-сографий, фигура Д. С. Предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлеж..

Диоген Лаэртий

(конец 2—3 в.) — древнегреческий историк философии, автор крупнейшего из дошедших до наших дней историко-философского исследования, содержащего биографические и доксографические сведения об античных философских школах и их представителях. Не существует точного названия этой книги. Так, в парижской рукописи 1759 оно значится как. "Д.Л. Жизнеописания и мысли тех, кто прославился в философии, и в кратком виде сводка воззрений каждого учения". У Стефана Византийского. "История философа", у Евстафия...

Диоген Лаэртий (

Nothing found #123. ..

Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus)

..

Дион Хрисостом («Златоуст») Из Пpузы В Битинии

(ок. 40 – 120) – древнегреч. Киник. Вначале был оратором. Изгнанный Домицианом Проповедником (рим. Император из рода Флавиев), выступил против выродившейся цивилизации Рим. Империи, проповедовал возврат к природе, к деревенской жизни и предлагал социальные реформы для преодоления нищеты городского населения.. ..

Дополнительный поиск Диоген Синопский Диоген Синопский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Диоген Синопский" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диоген Синопский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 16 символа