Евклид Александрийский

241

(предположительно 330—277 до н.э.) — математик Александрийской школы Древней Греции, автор первого дошедшего до нас трактата по математике. Е. (возможно) получил образование в Академии Платона (Афины). Свои труды Е. Писал по единой схеме в форме дедуктивно систематизированных обозрений открытий древнегреческих математиков классического периода. Известны такие работы Е. По математике, как трактаты "О делении фигур", "Конические сечения" (в четырех книгах), "Феномены" (посвященные сферической геометрии), "Поризмы", а также работы по астрономии, музыке и оптике, в которых ведущая роль отводилась математике. В сочинениях Е. "Оптика" и "Катоптрика" — хронологически первых систематических исследованиях свойств лучей света — рассматривались проблемы зрения и его применения для определения размеров различных предметов, построена теория зеркал.

Эти сочинения были математическими и по содержанию, и по структуре. Основное место в них, как и в "Началах", отводилось теоремам, аксиомам и определениям. В своем главном труде "Начала" (латинизированное — "Элементы") Е. В 15 книгах изложил основные свойства пространства и пространственных фигур, т.е. Планиметрию, стереометрию и элементы теории чисел как подведение итогов предыдущего развития математики в Древней Греции и закладку оснований для дальнейшего развития математики. В книге Е. "Начала" математика выступала, пишет М.Клайн, "...как идеальная версия того, что составляло содержание известного нам реального мира...". Каждая книга "Начал" начинается с определений. В первой книге "Начал" приведены постулаты и аксиомы, за ними расположены в строгом порядке теоремы и задачи на построение (так, что доказательство или решение чего-либо последующего опирается на предыдущие).

Там же введены 23 предварительных определения объектов геометрии. Например, "точка есть то, что не имеет частей". "линия — длина без ширины". "прямая линия есть та, которая равно расположена по отношению к точкам на ней". Были введены определения угла, плоскости, квадрата, круга, сферы, призмы, пирамиды, пяти правильных многогранников и др.За определениями следовали 5 известных постулатов (требований) Е. К построению фигур в геометрии. 1) От всякой точки до всякой другой точки возможно провести только одну прямую линию. 2) Ограниченную прямую линию возможно непрерывно продолжать по прямой. 3) Из всякого центра и всяким раствором возможно описать круг. 4) Все прямые углы равны между собой. 5) Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные эти две прямые неограниченно встречаются с той стороны, где углы меньше двух прямых.

Пятый постулат имеет столь важное значение, что он получил специальное наименование "пятый постулат Е. О параллельных" ("постулат о параллельных", иногда также встречается неточное название "аксиома Е. О параллельных"). Однако Е. В трактовке пятого постулата непосредственно не упоминал о существовании двух бесконечных прямых, которые никогда не пересекаются. Далее Е. Привел 9 аксиом (которые Аристотель назвал "предельно всеобщими истинами"). 1) Равные одному и тому же равны и между собой. 2) Если к равным прибавляют равные, то и целые будут равны. 3) Если от равных отнимаются равные, то и остатки будут равны. 4) Если к неравным прибавляют равные, то и целые будут не равны. 5) Удвоенные одного и того же равны между собой.

6) Половины одного и того же равны между собой. 7) Совмещающиеся один с другим равны между собой. 8) Целое больше части. 9) Две прямые не содержат пространства. В аксиомах Е. Отсутствовали как понятие неопределяемого объекта, так и полноценные определения начальных понятий. Однако система аксиом Е. Послужила базисом для логического вывода (основываясь и на постулатах с определениями) остальных 465 предложений (теорем и задач) "Начал", составляя вместе с постулатами Е. Конструктивный "каркас" геометрии Е. Со времен опубликования книги "Начала" попытки многих математиков доказать истинность постулата Е. О параллельных (на основании только аксиом Е. И четырех остальных его постулатов) предпринимались для того, чтобы, писал М.Клайн, "...удостовериться в истинности геометрии, лежащей в основе тысяч и тысяч теорем чи- стой и прикладной математики...".

Такие утверждения Е., как "прямая — кратчайшее расстояние между двумя точками", "через любые три точки, не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость, и притом только одну" и постулат о параллельных были названы Кантом "априорными синтетическими суждениями" (см. Априорные синтетические суждения), являющимися частью "оснащения" нашего разума. По Г.С.Клюгелю (1763), восприятие аксиом Е. (и в большей степени аксиомы о параллельных) как чего-то достоверного основано на человеческом опыте, ибо аксиомы опираются не столько на очевидность, сколько на опыт. А для Канта вообще был немыслим иной способ организации опыта, чем геометрия Е. И механика Ньютона. Таким образом, со времен "Начал" Е. И фактически до конца 19 в.

Законы окружающего нас физического пространства макромира были, как полагал М.Клайн, "...всего лишь теоремами геометрии Евклида и ничем больше...". Исследования К.Гаусса, Лобачевского, Л.Бойяи, Б.Римана и др. В 19 в. Привели к пониманию того, что постулат о параллельных невозможно доказать на основании 9 аксиом и остальных постулатов и что для обоснования постулата о параллельных необходима еще одна аксиома. А поскольку аксиома о параллельных полностью независима от остальных, то возможно заменить ее противоположной аксиомой и выводить следствия из вновь сконструированной аксиоматической системы. Это привело к созданию неевклидовых геометрий, в которых аксиома о параллельных непротиворечиво заменяется на другую аксиому, адекватную свойствам пространства, над которым строится данная неевклидова геометрия.

Книга "Начала" Е. Дала возможность создать концепцию логического, математического подхода к познанию природы. Хотя сочинение Е. Предназначалось для изучения физического пространства, структура самого сочинения, его остроумие и ясность изложения стимулировали аксиоматически-дедуктивный подход не только к остальным областям математики, но и ко всем естественным наукам. Через "Начала" Е. Понятие логической структуры всего физического знания, основанного на математике, стало достоянием интеллектуального мира. C.B. Силков.

Значения в других словарях
Евклид Александрийский

ЕВКЛИД АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. ..

Евклид Александрийский

Александрийский (предположительно 330-277 до н.э.) - математик Александрийской школы Древней Греции, автор первого дошедшего до нас трактата по математике. Е. (возможно) получил образование в Академии Платона (Афины). Свои труды Е. Писал по единой схеме в форме дедуктивно систематизированных обозрений открытий древнегреческих математиков классического периода. Известны такие работы Е. По математике, как трактаты 'О делении фигур', 'Конические сечения' (в четырех книгах), 'Феномены' (посвященные ..

Дюэма (Дюгема) - Куайна Тезис

..

Евгеника

(греч. Eugenes - благородный, хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин Е. Был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е..

Евразийство

— идеократическое геополитическое и социально-философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Основателями и ведущими идеологами движения Е. Выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н.Алексеев, Вернадский, Б.Вышеславцев, Н.С.Трубецкой, Р.Якобсон, В.Н.Ильин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими кон..

Еврейская Философия

С самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, фиксированных в Галахе (новоевр. – руководящее начало) и углубленных благодаря Поучительным текстам к Гаггаде (древнеевр. – рассказ, поучение), а позднее переложенных в Талмуд (евр. – учение), было расширено благодаря включению эллинистического понятия идеи блага, что особенно сказалось на философии александрийских евреев. Главным представителем этого периода является Филон (25 до Р. X..

Дополнительный поиск Евклид Александрийский Евклид Александрийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евклид Александрийский" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евклид Александрийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 22 символа