Ереси

275

(греч. Hairesis - особое вероучение). В антич. Времена "еретиками" называли людей, которые свободно, руководствуясь собственным разумом, интерпретировали христианское учение. Раннее христианство было представлено множеством группировок, резко полемизирующих между собой по поводу наступления "царства Божиего" на земле, организации христианских общин, отношения к ветхозаветной традиции, к верующим, "отпавшим" от церкви и т.д. После провозглашения христианства официальной религией Римской империи (4 в.) церковь проявляет все большую враждебность к любым отступлениям от ортодоксального вероучения. Для их обозначения и используется термин "Е.", которому придается обличительный смысл. Е. Подлежат осуждению, репрессиям и искоренению.

Так, уже первый Никейский собор (325) осудил арианство как "безбожную ересь", а в 527 издается указ против "еретиков", среди которых также фигурируют иудеи и язычники. Преследования инакомыслящих особенно ужесточаются после разделения христианской церкви на зап. И вост. (11 в.), когда в число еретиков включаются все новые религиозные движения и сообщества. Катары, вальденсы, спиритуалы, беггарды, гуситы и т.д. В 13 в. Для борьбы с ними создается специальный карательный орган - инквизиция.Образование Е. - характерная черта развития религий. Этому способствовали противоречия социальных групп и классов, по-разному воспринимающих и интерпретирующих религиозные догматы. Отсюда неисчислимое множество Е., известных истории, и понять суть каждой из них можно лишь в результате конкретно-исторического подхода.В России Е.

Появляются в кон. 13 - нач. 14 в. Их социальную основу составили рост городов, развитие ремесел и торгово-денежных отношений, все большая централизация и сращивание государственных и церковных структур. Е. Возникают как народные движения, имеющие четкую антиклерикальную направленность. Ясное представление об этом дает анонимное "Слово о лживых учителях" (13 - нач. 14 в.). "Лживые учителя" - это духовенство, которое обличается в корыстолюбии, тунеядстве, прислужничестве властям, в искажении "слова Божия". Первой массовой Е. В России были стригольники, появившиеся в Пскове и Новгороде в сер. 14 в. Выражая интересы городского народного люда, они открыто выступали против корыстолюбия и невежества духовенства, отрицали ряд церковных таинств, требовали права религиозной проповеди для рядового клира и мирян, а некоторые из них отвергали и церковное учение о воскресении мертвых.

В 1375 руководители новгородских стригольников были преданы анафеме и казнены, но отдельные группы просуществовали до 15 в.Постепенно рационалистическая критика православной церкви становится все более решительной и глубокой. Новгородский епископ Федор Добрый (нач. 14 в.) утверждает, что земной рай погиб и рай как таковой следует понимать лишь духовно. В кон. 14 в. Церковный Собор осудил епископа Ефимия Висленя (Тверь) за непризнание "святой апостольской церкви". Наряду с критикой антидемократизма церковного устройства активизируются нападки на ключевой догмат христианства - учение о Троице. В 1380-х гг. В Ростове Великом с антитринитаристскими и иконоборческими проповедями выступает еретик Маркиан, под влиянием которого вспыхивают т.н.

Псковские споры об аллилуйя. Вскоре антитринитаристские движения (церковные авторы обличают их как "жидовствующих") охватывают Тверь, Псков, Новгород, Москву. Они стали провозвестниками не только критики церковной иерархии и идеалов аскетизма, но и выработки ценностей гуманизма и человеколюбия, равенства народов и вер. Эти идеи получили дальнейшее развитие (16 в.) в Е. Матвея Башкина и Феодосия Косого. Баш-кин отвергает догмат Троицы, объявляет Христа простым человеком, а иконы, изображающие Христа, Богородицу и святых - "идолами". Он осуждает претензии церкви на политическую власть, требует неукоснительного воплощения в обществе принципа евангельской любви, отвергает холопство и кабальную зависимость как несовместимые с учением апостолов.

В 1553 Собор объявил Башкина еретиком, и он был заточен в монастырь. Демократические реформационные идеи нашли яркое воплощение во взглядах Феодосия Косого, настаивавшего на социальном и национальном равенстве всех людей. Ответом на растущее влияние критиков ортодоксального православия стало появление иосифлян (16 в.) - церковно-политического течения, направленного против "противоправительственных" реформационных движений. В 17 в. "еретическая" форма антифеодальной, антиклерикальной борьбы сменяется "сектантской".Казакова Н.А., Лурье И. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М. Л., 1955. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы.

СПб., 1999.Л.Н. Митрохин.

Значения в других словарях
Ереси

(от греч. Háiresis — особое вероучение, религиозная секта) в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии Е. Являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Е. Достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным ..

Ереси

ЕРЕСИ (от греч. Hairesis - особое вероучение) - в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных. Ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов. В России - стригольников. В переносном смысле - отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое. Заблуждение.. ..

Ереси

ЕРЕСИ (от греческого haircsis - особое вероучение), течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с И в., известны новгородско-псковская ересь (14-15 вв.), новгородско-московская ересь (2-я половина 15 в.). В середине 16 в. В ерстичестве обвинялись М. С. Баш-кин, Феодосии Косой и др. В 17 в. Князь И. А. Хворостинин и др.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Ереси

ЕРЕСИ (от греческого hairesis - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Форму ереси принимали многие народные движения (крестьянские и городские). Павликиан (в 7 - 9 вв. В Византии), катаров (в 11 - 13 вв. В Западной Европе) и др.. ..

Ереси

(от греч. Hairesis особое вероучение). ..

Ереси

– религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа и организации. Наибольшего развития достигли в средние века. Принимали форму народных движений против феодального гнета, освящавшегося христианской церковью. Среди наиболее значительных, воспроизводивших идеи первоначального христианства, были секты николаитов, эбионитов, монтанистов, новатиан, гностиков, манихеев, монархиан, савеллиан и др. Содержание Е. Зависело от стадии развития общества, специфик..

Ереси

(от греч. Airesis - особое вероучение) - религ. Течения, отклоняющиеся от вероучения данной церкви и являющиеся в период господства религ. Идеологии специфич. Формой социального протеста. Возникновение оппозиционных данной правящей церкви и ее догматике еретич.-сектантских течений свойственно истории всех религий (см. Буддизм, Иудаизм, Ислам и др.), но наибольшего развития в качестве обществ. Движений Е. Достигли в христианстве.Е. Стали возникать вместе с возникновением христианства, к-рое само ..

Ереси

ЕРЕСИ (греч. Hairesis. Первоначально - отбор, позже - учение, школа, религиозная секта) - различные отклонения от ортодоксального вероучения и культа той или иной религии, противоречащие или враждебные ему. Первые Е., направленные против христианских догматов, возникли уже во 2-3 вв. (монтанизм, иудеохристианство, гностицизм). В период господства религии во всех сферах жизни феодального общества в Е. Нередко находил выражение социальный протест против существующего строя и защищавшей его официал..

Единство, Единица

Наглядно данное единичное (единица счета) или же множество, составные части которого взаимосвязаны и взаимодействуют т. О., что все вместе производят единое впечатление, действуют как единое целое (синтетическое единство). "Единство во множественности» является важным принципом эстетики.. ..

Еленскийиосиф (Алексей) Михайлович

(1756-1813) - социальный мыслитель и реформатор, представитель радикальных утопически-коммунистических идей в Беларуси. Происходил из мозырского шляхетского рода, учился в школе А. Тизенгауза в Гродно. Его ученик и приближенный, с ним проходил учение в Силезии и др. Странах. После осуждения патрона стал, по сути, разночинцем. Арестован в Петербурге по доносу (1794), в тайной канцелярии были рассмотрены его сочинения, даны на отзыв императрице Екатерине II, которая оценила. "Это пострашнее якобин..

Ересь И Ортодоксия

..

Ерофеев Венедикт Васильевич

(1938-1990) - русский писатель, культовая фигура российского интеллектуализма 1960-1990-х. Выходец из семьи профессионального дипломата. Жизнь и произведения Е. Выступили предметом ряда биографических и текстуально-содержательных реконструкций мифологизирующего типа. Отчислялся из МГУ и Орехово-Зуевского, Коломенского, Владимирского педагогических институтов. Длительное время (1958-1975) жил без прописки. Работал грузчиком продовольственного магазина (Коломна), подсобником каменщика (Москва), ис..

Дополнительный поиск Ереси Ереси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ереси" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ереси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 5 символа