Западники
Течение рус. Общественной и филос. Мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. Первоначально составляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполне точно. З. Не отрицали своеобразия, оригинальности рус. Культуры, однако либо относились к нему отрицательно (Л.Я. Чаадаев), либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеала европейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.Различают западничество религиозное (Чаадаев, Ив. Гагарин, B.C. Печерин), либеральное (К.Д.
Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, В.Ф. Корш, позже см. Соловьев и Б.Н. Чичерин) и радикальное (А. И. Герцен, Н.П. Огарев, В. Г. Белинский). Западничество возникло в кон. 1830-х гг. Как реакция членов филос. Кружков Станкевича и Герцена, посещавших салоны Елагиных и Свербеевых и слышавших там "западную проповедь" Чаадаева против религиозного и преувеличенного патриотизма славянофилов. Салонные дискуссии Герцена и А.С. Хомякова. Печатные споры Белинского и К.С. Аксакова о "Мертвых душах" Гоголя. Кавелина, Белинского и Ю.Ф. Самарина о рус. Истории и "натуральной школе" в литературе. Соловьева, Чичерина и Самарина о народности в науке. Публичные чтения Грановского и С.П. Шевырева - все это составляет главные страницы интеллектуальной истории 1840-1850-х гг.
Печатными органами З. Были "Отечественные записки", позже - "Современник", издававшиеся в Петербурге (вследствие чего их называли также петербургской партией, в отличие от московской партии - славянофилов).Филос. Основой расхождений З. Со славянофилами было различие в представлении о человеческой личности, ее природе, генезисе и месте в мире и обществе. З. Находились под сильным влиянием нем. Идеализма, особенно философии Г.В.Ф. Гегеля, которую интерпретировали в духе, близком нем. Левым младогегельянцам и Л. Фейербаху. Философия истории З. Первоначально была разработана Кавелиным в лекциях 1844-1848 и в статье "Взгляд на юридический быт древней России" (1847). Его идеи заключались в том, что "мысль о бесконечном достоинстве человеческой личности" вносится в историю христианством, но на практике генезис личности осуществляется в германских племенах через отрицание родового строя.
Воздействие антич. Культуры и христианства облагораживает и придает осмысленность этому процессу. Он ведет к возникновению правовых отношений между личностями, которые оказываются условием достижения высшей цели истории - "безусловного признания достоинства человека и его всестороннего развития" и конечного внутреннего примирения личностей. Россия движется к этой же цели своим путем, но ее исторические задачи определяются слабой развитостью в ней начала личности.Основные положения этой концепции в целом разделялись всеми З., полагавшими, что проявление национальных особенностей России возможно лишь на почве усвоения ею общечеловеческих достижений Запада, на почве реального культурного творчества. З. В широком смысле называются часто все мыслители, разделяющие подобные установки, но грань между З.
И славянофилами в этом отношении чрезвычайно зыбка. Гораздо более реальна была разделявшая их "церковная стена" (Герцен). Славянофилы, сосредоточившие свое внимание на внутренних, религиозных аспектах становления личности, оспаривали универсальность зап. Пути.Различие между религиозными, либеральными и радикальными З. Сводится гл. Обр. К различию путей и методов осуществления поставленных целей. Первые и вторые на передний план выдвигали задачи мирного и последовательного культурного строительства в направлении дальнейшей европеизации страны, прежде всего в области просвещения, права и экономики, в отдельных случаях включавшие и религиозную реформу (см. Гагарин И. Станет ли Россия католической?). Радикальные З., наоборот, на первый план выдвигали задачи разрушения существующего строя и реализации альтернативного правительственного проекта просвещения и европеизации.
Либеральные З., как правило, сохраняли религиозные убеждения, хотя и не акцентировали их в своем теоретизировании. Радикальным З., напротив, был свойствен атеизм (что стало одной из причин разрыва Герцена и Грановского в 1846).Постепенно Герцен ("С того берега", "Былое и думы" и др.) и Кавелин ("Задачи психологии", "Задачи этики") независимо друг от друга приходят к оригинальной концепции "полупозитивизма", стремящегося соединить отвержение метафизики, принципиальный релятивизм (особенно у Герцена), пафос научности, всеобщего детерминизма и материализма в области явлений с утверждением духовной независимости человеческой личности и значительности ее этических и социальных задач.Идеи З. Оказали большое влияние как на ход революционного движения в России (Н.Г.
Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д. И. Писарев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, марксизм), так и на рус. Либеральную мысль (Кавелин, Грановский, Милюков и др.), часто также принимавшую религиозную окраску (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве). Религиозное западничество, соединенное с определенной склонностью к католицизму, обнаруживается у B.C. Соловьева, Вяч. Иванова и др.Пыпин А. Н. Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х гг. СПб., 1909. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. В 13 т. М., 1953-1959. Герцен А.И. Собр. Соч. В 30 т. М., 1954-1966. Янковский Ю.З. Из истории русской общественно- литературной мысли 40-50-х гг. 19 столетия. Киев, 1972. Кошелев В.А. Общественно-литературная борьба в России в 40-е гг. XIX в. Вологда, 1982. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г.
Революционная традиция в России. 1783-1883. М., 1986. Герцен А.И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры. М., 1987. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. Чаадаев П.Я. Полн. Собр. Соч. М., 1991. Т. 1-2. Кантор В.К. В поисках личности. Опыт русской классики. М., 1994. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Из истории русской культуры. М., 2000. Т. V. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame, 1992. K.M. Антонов.
Дополнительный поиск Западники
На нашем сайте Вы найдете значение "Западники" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Западники, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 9 символа