Западники

340

Течение рус. Общественной и филос. Мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. Первоначально составляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполне точно. З. Не отрицали своеобразия, оригинальности рус. Культуры, однако либо относились к нему отрицательно (Л.Я. Чаадаев), либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеала европейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.Различают западничество религиозное (Чаадаев, Ив. Гагарин, B.C. Печерин), либеральное (К.Д.

Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, В.Ф. Корш, позже см. Соловьев и Б.Н. Чичерин) и радикальное (А. И. Герцен, Н.П. Огарев, В. Г. Белинский). Западничество возникло в кон. 1830-х гг. Как реакция членов филос. Кружков Станкевича и Герцена, посещавших салоны Елагиных и Свербеевых и слышавших там "западную проповедь" Чаадаева против религиозного и преувеличенного патриотизма славянофилов. Салонные дискуссии Герцена и А.С. Хомякова. Печатные споры Белинского и К.С. Аксакова о "Мертвых душах" Гоголя. Кавелина, Белинского и Ю.Ф. Самарина о рус. Истории и "натуральной школе" в литературе. Соловьева, Чичерина и Самарина о народности в науке. Публичные чтения Грановского и С.П. Шевырева - все это составляет главные страницы интеллектуальной истории 1840-1850-х гг.

Печатными органами З. Были "Отечественные записки", позже - "Современник", издававшиеся в Петербурге (вследствие чего их называли также петербургской партией, в отличие от московской партии - славянофилов).Филос. Основой расхождений З. Со славянофилами было различие в представлении о человеческой личности, ее природе, генезисе и месте в мире и обществе. З. Находились под сильным влиянием нем. Идеализма, особенно философии Г.В.Ф. Гегеля, которую интерпретировали в духе, близком нем. Левым младогегельянцам и Л. Фейербаху. Философия истории З. Первоначально была разработана Кавелиным в лекциях 1844-1848 и в статье "Взгляд на юридический быт древней России" (1847). Его идеи заключались в том, что "мысль о бесконечном достоинстве человеческой личности" вносится в историю христианством, но на практике генезис личности осуществляется в германских племенах через отрицание родового строя.

Воздействие антич. Культуры и христианства облагораживает и придает осмысленность этому процессу. Он ведет к возникновению правовых отношений между личностями, которые оказываются условием достижения высшей цели истории - "безусловного признания достоинства человека и его всестороннего развития" и конечного внутреннего примирения личностей. Россия движется к этой же цели своим путем, но ее исторические задачи определяются слабой развитостью в ней начала личности.Основные положения этой концепции в целом разделялись всеми З., полагавшими, что проявление национальных особенностей России возможно лишь на почве усвоения ею общечеловеческих достижений Запада, на почве реального культурного творчества. З. В широком смысле называются часто все мыслители, разделяющие подобные установки, но грань между З.

И славянофилами в этом отношении чрезвычайно зыбка. Гораздо более реальна была разделявшая их "церковная стена" (Герцен). Славянофилы, сосредоточившие свое внимание на внутренних, религиозных аспектах становления личности, оспаривали универсальность зап. Пути.Различие между религиозными, либеральными и радикальными З. Сводится гл. Обр. К различию путей и методов осуществления поставленных целей. Первые и вторые на передний план выдвигали задачи мирного и последовательного культурного строительства в направлении дальнейшей европеизации страны, прежде всего в области просвещения, права и экономики, в отдельных случаях включавшие и религиозную реформу (см. Гагарин И. Станет ли Россия католической?). Радикальные З., наоборот, на первый план выдвигали задачи разрушения существующего строя и реализации альтернативного правительственного проекта просвещения и европеизации.

Либеральные З., как правило, сохраняли религиозные убеждения, хотя и не акцентировали их в своем теоретизировании. Радикальным З., напротив, был свойствен атеизм (что стало одной из причин разрыва Герцена и Грановского в 1846).Постепенно Герцен ("С того берега", "Былое и думы" и др.) и Кавелин ("Задачи психологии", "Задачи этики") независимо друг от друга приходят к оригинальной концепции "полупозитивизма", стремящегося соединить отвержение метафизики, принципиальный релятивизм (особенно у Герцена), пафос научности, всеобщего детерминизма и материализма в области явлений с утверждением духовной независимости человеческой личности и значительности ее этических и социальных задач.Идеи З. Оказали большое влияние как на ход революционного движения в России (Н.Г.

Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д. И. Писарев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, марксизм), так и на рус. Либеральную мысль (Кавелин, Грановский, Милюков и др.), часто также принимавшую религиозную окраску (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве). Религиозное западничество, соединенное с определенной склонностью к католицизму, обнаруживается у B.C. Соловьева, Вяч. Иванова и др.Пыпин А. Н. Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х гг. СПб., 1909. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. В 13 т. М., 1953-1959. Герцен А.И. Собр. Соч. В 30 т. М., 1954-1966. Янковский Ю.З. Из истории русской общественно- литературной мысли 40-50-х гг. 19 столетия. Киев, 1972. Кошелев В.А. Общественно-литературная борьба в России в 40-е гг. XIX в. Вологда, 1982. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г.

Революционная традиция в России. 1783-1883. М., 1986. Герцен А.И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры. М., 1987. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. Чаадаев П.Я. Полн. Собр. Соч. М., 1991. Т. 1-2. Кантор В.К. В поисках личности. Опыт русской классики. М., 1994. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Из истории русской культуры. М., 2000. Т. V. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame, 1992. K.M. Антонов.

Значения в других словарях
Западники

представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство З. По происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи З. Выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н..

Западники

ЗАПАДНИКИ - представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители. П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, ..

Западники

ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса. Сторонники развития страны по западнеевропейскому пути. Выступали за отмену крепостного права, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя, вели полемику со славянофилами. Главные представители. В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Крайне левое крыло 3..

Западники

ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители. П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский>, К.Д. Кавелин>, М.Н. Катков>, И.С. Тургенев>, П.Я..

Западники

Представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители. П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадае..

Западники

Представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в., сторонники развития России по западноевропейскому пути. Западничество складывалось главным образом в Москве с середины 1830-х гг., термин «западники» возник в 40-х гг. В Москве жили известные западники. В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, историк Д.Л. Крюков, юрист П.Г. Редкин, поэт Н.М. Сатин, впоследствии — С.М. Соловьёв, Б.Н. Чичерин и др. В полемике со славянофилами вместе с западниками высту..

Западники

- направление рус. Обществ. Мысли сер. XIX в. Выступали за развитие России по зап.-европ. Пути, противостояли славянофилам. Критиковали теорию официальной народности, крепостничество и самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители. П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Печатные органы. "Отечественные записки", "Русский вестник" и др.. ..

Западники

Представители одного из направлений рус. Обществ. Мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и необходимость развития России по зап.-европ. Пути. Большинство З. По происхождению и положению являлось дворянами-помещиками, учеными и литераторами, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества. К З. Принадлежали публицисты и литераторы. П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев (1818-83), Н. А. Мельгунов (1804-67), В. П. Боткин, П. В. Анненков, M. H. Катков, Е. Ф. Корш..

Замошкин Юрий Александрович

(1927-1993) - специалист в области социологии и социальной философии. Доктор филос. Наук, проф. Окончил в 1950 МГИМО. В 1952- 1967 - проф. Этого ин-та. С 1967 работал в АН СССР, с 1975 - зав. Отделом Ин-та США и Канады. Основные направления исследований. История социологии. Современное состояние социологии. Филос. И социологические проблемы индивидуализма, личности, прав, свобод, ответственности человека. Бюрократия и личность, общественное мнение, его структура, изменения, принципы изучения и р..

Запад

Западная часть Старого Света, в переносном смысле – пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко-рим. Античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия). Культура Запада оказала сильное влияние на культуры др. Частей света, особенно это сказалось в эпоху средневековья. В новое время Запад должен был защищать свою культуру от одностороннего рационализма эпохи Просвещения. Начиная с 20 в. Часто говорят об упадке и даже о гиб..

Западничество (ЕВРОПЕЙСТВО)

Течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства. Первоначальной организационной базой 3. Являлись Московские литературные салоны, где западники и славянофилы дискутировали об историософии русской судьбы (Флоровский). Идеология 3. Формировалась в кружках Станкевича (П.В. Анненков, Бакунин, Белинский, В.П. Боткин, Грановский и др.) и Герцена - Н.П. Огарева. Социальный состав представителей 3. Весьма разнообразен. Дворяне, купцы, разночинцы, ученые, писате..

Западничество И Славянофильство

Направления рус. Общественной мысли 1840-1850- х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно- исторического и культурного развития России.Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) - И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Акса..

Дополнительный поиск Западники Западники

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Западники" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Западники, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 9 символа