Западничество (ЕВРОПЕЙСТВО)
Течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства. Первоначальной организационной базой 3. Являлись Московские литературные салоны, где западники и славянофилы дискутировали об историософии русской судьбы (Флоровский). Идеология 3. Формировалась в кружках Станкевича (П.В. Анненков, Бакунин, Белинский, В.П. Боткин, Грановский и др.) и Герцена - Н.П. Огарева. Социальный состав представителей 3. Весьма разнообразен. Дворяне, купцы, разночинцы, ученые, писатели, журналисты. 3., объединяя довольно широкий круг мыслителей, никогда не было единой, сформированной на четкой, общепринятой системе взглядов школой. К общим чертам идеологии 3. Следует отнести. 1) неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре.
2) требование социально-экономических реформ по западному образцу. "западники. Были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения" (Н.О. Лосский). 3) подозрительное отношение к революционным методам разрешения социальных противоречий. Представители 3. Считали возможным установить буржуазно-демократический строй мирным путем - посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы. 4) высокая оценка преобразований Петра I, 5) преимущественно светский характер философии. Мировоззрение 3. Сформировалось в полемике со славянофилами приблизительно в начале 40-х.
Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России не на базе развития самобытных элементов культуры (как предлагали славянофилы), а за счет опыта ушедшей вперед Европы. Они акцентировали внимание не на различиях России и Запада, а на общем в их исторической и культурной судьбе. Они старались создать философию истории, "определить роль русского народа среди других культурных народов. Стремились приобщить его к общему прогрессу, полагая, что достичь культурных целей можно только одним путем, освещенным наукой и разумом" (Э.Л. Радлов). В середине 40-х гг. В среде западников произошел принципиальный раскол - после диспута Герцена с Грановским 3. Разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский).
Разногласия касались отношения к религии (Грановский и Е.Ф. Корш отстаивали догмат о бессмертии души, демократы и Боткин выступали с позиций атеизма и материализма) и вопроса о методах реформ и постреформенного развития России (демократы выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма). Эти разногласия были перенесены и в сферу эстетики и философии. На философские изыскания 3. Оказали влияние. На ранних этапах - Шиллер, Гегель, Шеллинг. Позже под влиянием Фейербаха, Конта и Сен-Симона многие западники отошли от немецкого идеализма к позитивизму и антропологизму. По мнению Зеньковского, философия 3. Опирается на эстетический гуманизм (вне церковной идеи) как принцип русского секуляризма и на социально-политический радикализм как следствие обостренного чувства ответственности за историю.
Э.Л. Радлов полагает, что западники внесли оригинальные решения в философию истории и эстетику, но в гносеологии ограничились лишь заимствованием позитивистских схем. Любая общая характеристика философии 3. Обедняет действительность, т.к. Многие западники эволюционировали в своем творчестве от одних установок к другим (например, Герцен или Белинский). К середине 60-х 19 в. В России установился четкий внутриполитический курс капиталистического характера, и 3., особенно его либеральное крыло, сходит на нет. Революционно-демократическое крыло 3. Послужило базой для идеологии разночинцев.Д.К. Безнюк.
Дополнительный поиск Западничество (ЕВРОПЕЙСТВО)
На нашем сайте Вы найдете значение "Западничество (ЕВРОПЕЙСТВО)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Западничество (ЕВРОПЕЙСТВО), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 27 символа