Западничество И Славянофильство

260

Направления рус. Общественной мысли 1840-1850- х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно- исторического и культурного развития России.Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) - И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал.

Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности зап. Цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России.В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений - революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального - с другой. Лидерами первого направления в западничестве (З.) были Белинский, Герцен, Огарев, второго - Грановский, Кавелин, Боткин и др.Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого "Философического письма" П.Я.

Чаадаева, написанного в западническом духе.Филос. Основу З. Составляло преимущественно гегельянство. Принимался в основных чертах гегелевский взгляд на исторический процесс, характерными особенностями которого было учение о трехступенчатом саморазвитии воплощенной идеи от наличного бытия к разумной действительности и представление о переходе от господства необходимости к царству свободы. Соответственно, западники истолковывали исторический процесс как однонаправленный, т.е. Как процесс прогрессивного развития. Конечной целью исторического движения признавалось достижение такого устройства общества, при котором были бы реализованы идеалы общественной свободы, создававшие условия для гармонического развития личности.

Вслед за Гегелем западники разделяли народы на "неисторические", т.е. Находящиеся на патриархально-догосударственной стадии развития, и "исторические", вступившие на путь развития гос-ва и гражданского общества.Подобно индивидам и человечеству, народы как идеальные личности проходят две стадии развития. Эпоху естественной непосредственности и эпоху сознательного существования. Перед "историческими" народами открыта перспектива перехода к состоянию разумной действительности. Западники отвергали, однако, объективизм и панлогизм Гегеля с позиции персоналистически ориентированного представления о центральном значении человеческой индивидуальности в мироздании.В западнической концепции рус. Исторического процесса начало перехода от племени к нации связывалось с реформаторской деятельностью Петра I.

Западническая концепция рус. Истории сыграла важную роль в формировании государственной школы в рус. Историографии, представленной именами С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.Типичными для западников политическими требованиями были. Предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничение самодержавия конституцией и др.Важнейшие положения славянофилов формулировались в тесной связи с размышлениями о всемирной, зап. И рус. Истории. Всемирная история понималась славянофилами как драматическое противостояние начал духовной свободы и материальной ограниченности. В цивилизациях и культурах различных народов эта борьба отразилась и воплотилась неодинаково. Перелом во всемирной истории был связан с появлением христианства.

Но христианство оказалось по-разному воспринятым зап. Народами и Русью. На Западе христианство подверглось искажению, а на Руси сохранилось в совершенной чистоте. Искажение было обусловлено принятием Западом языческих начал римской образованности. По мнению славянофилов, перед Россией стоит великая задача - донести начала истинного христианского духа до народов Запада. Различная судьба христианства у зап. И рус. Народов определила и черты своеобразия их исторического пути. На Западе преобладают начала индивидуализма, формальной рассудочности, внешней свободы. На православном Востоке - коллективизм, цельная вера, истинная соборность.В философско-мировоззренческом плане славянофильство (С.) опиралось на идеи патристики и романтизма в нем.

Классической философии (особенно Ф.В.Й. Шеллинга). Важная роль в философии С. Отводилась концепции веры, под которой понималось не столько сверхчувственное восприятие, сколько начало, объединяющее сущностные силы человека - разум, волю, чувство.Политические воззрения славянофилов были противоречивы. С одной стороны, они выступали против ущемления прав личности и подавления общества бюрократическим гос-вом, с другой - за сохранение самодержавной монархии.Взгляды основоположников С. - Киреевского и Хомякова, - несмотря на принципиальное сходство, не были тождественными, что создавало почву для полемики между ними по поводу оценки уровня культурного развития допетровской Руси.Многие филос. Идеи С. Оказали существенное влияние на творчество крупнейших представителей рус.

Религиозно-философской мысли - B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др.Западники 40-х гг. Н.В. Станкевич, ВТ. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский и др. М., 1910. Анненков П.В. Замечательное десятилетие // Литературные воспоминания. М., 1983. Дудзинская Е. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983. Кошелев В. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов, 1840-1850-е гг. М., 1985.С.И. Бажов.

Значения в других словарях
Западники

Течение рус. Общественной и филос. Мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. Первоначально составляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполне точно. З. Не отрицали своеобразия, оригинальности рус. Культуры, однако либо относились к нему отрицательно (Л.Я. Чаадаев), ли..

Западничество (ЕВРОПЕЙСТВО)

Течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства. Первоначальной организационной базой 3. Являлись Московские литературные салоны, где западники и славянофилы дискутировали об историософии русской судьбы (Флоровский). Идеология 3. Формировалась в кружках Станкевича (П.В. Анненков, Бакунин, Белинский, В.П. Боткин, Грановский и др.) и Герцена - Н.П. Огарева. Социальный состав представителей 3. Весьма разнообразен. Дворяне, купцы, разночинцы, ученые, писате..

Заратустра

(греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. До Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. Религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой (Ормуздом) – добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется Анхра-Майнью (Ариман). На стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) – правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же..

Защитные Механизмы

В психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. Эти механизмы – своеобразные способы психической защиты сознате..

Дополнительный поиск Западничество И Славянофильство Западничество И Славянофильство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Западничество И Славянофильство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Западничество И Славянофильство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 31 символа