Знак

376

— традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. И сообщений, использующих различные типы 3., является семиотика. Из определения 3. Вытекает его важнейшее свойство.

Будучи некоторым материальным объектом, 3. Служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание 3. Невозможно без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект). Смыслового (образ обозначенного объекта). Экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.). 3. Обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3., суть его предметное значе- ние — денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. Может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3, может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение 3. — это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3.

Выражает эмоции человека, использующего 3. В определенном контексте. В семиотике различают отношения 3. Друг к другу (синтаксис), отношение 3. К тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. К употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия 3. Занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций 3. Уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17—18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. Новые моменты в исследование 3. Внесли лингвистика и математическая логика. В 19—20 вв. Сложилась особая наука о 3. — семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы 3.

Первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (т. Наз. Знаковых), в которых происходит использование 3. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. Заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. 3. Возможно подразделять (Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Р.Якобсон) на двух дихотомиях. Противопоставление смежности и сходства. Противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим.

Иконическое отношение (по принципу подобия) — "простая общность по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символическом 3. Означаемое и означающее соотносятся "безотносительно к какой бы то ни было фактической связи" (или в отношении, по Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. Общения. Последние делятся на 3. Искусственных знаковых систем и 3. Естественных языков. Большое значение для создания теории 3. Имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусст- венные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков.

В их структуре традиционно выделяют следующие. 3. Кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. Для компьютерных программ и др.), 3. Для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и 3.для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции 3. До сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что 3. Принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны. В постмодернистской философии теория 3. Подвергается самой радикальной переоценке. По мысли Деррида, концепт 3. "в своем корне и в своих импликациях ...целиком и полностью метафизический, систематически сплавленный со стоической и средневековой теология-ми", тем не менее "в ходе его проработки и сдвигов, которым он был подвержен — и инструментом которых странным образом он сам же и был" выступил в двух ипостасях.

С его помощью был осуществлен "раз-граничивающий" эффект. Была проведена критика "метафизической принадлежности концепта знака" и одновременно удалось "очертить и расшатать пределы системы, внутри которой этот концепт родился и начал служить". Анализируя философские ходы Соссюра, Деррида отмечает, что тот сумел осмыслить то, что, во-первых, "означаемое неотделимо от означающего, что означаемое и означающее суть две стороны одного и того же продуцирования", и во-вторых, что "невозможно, чтобы звук, материальный элемент сам по себе принадлежал языку" и что "в своем существе лингвистическое означающее никоим образом не фонично". Но при этом, по Деррида. 1) поддержание строгого различения, оппозиции — по существу и по форме — между "означающим" и "означаемым" (это, согласно Деррида, и есть "принцип 3.").

Утверждение равенства между "означаемым" и "умопостигаемым"=концептом оставляет формально открытой возможность помыслить означаемый концепт в нем самом, в его простом присутствии для мысли, в его независимости ...относительно системы означающих". Иными словами Соссюр "отдал долг классической потребности в "трансцендентальном означающем", которое не отсылает в себе, в своем существе, ни к какому означающему, не вписывается в знаковую цепочку и само в определенный момент уже не функционирует как означающее". По мысли Деррида, необходимо признать, что "всякое означаемое есть также нечто стоящее в положении означающего" и тогда "различение между означаемым и означающим — самый знак — становится проблематичным в его корне".

2) Соссюр традиционно отдает предпочтение всему тому, что связывает 3. Со звуком, хотя и признает. "Не языковая речь присуща природе человека, но способность создавать язык, т.е. Систему различных знаков...". Тем самым, по Деррида, остается за скобками возможность кода и артикуляции независимо от субстанции (например, звуковой). 3) Концепт 3. (означающее/означаемое) несет в себе необходимость. Возвысить лингвистику до "патрона" семиологии. Звук есть, по сути дела, означающая субстанция, которая предстает сознанию как интимнейше связанная с мыслью означаемого концепта. Голос с этой точки зрения оказывается самим сознанием. Опыт этот — обман, но обман, на необходимости которого сложилась целая структура и целая эпоха.

От Платона до Гуссерля, проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т.д. 4) Только привилегия, врученная фонетическому и языковому 3., способна санкционировать идею Соссюра о том, что "лингвистический знак есть психическая величина, имеющая две стороны". Деррида критикует сам порожденный в таком контексте "семиологический" проект, включающий концепт коммуникации, который предполагает передачу, призванную переправить от одного субъекта к другому тождественность некоего обозначенного объекта, некоего смысла или некоего кон- цепта, формально позволяющего отделить себя от процесса этой передачи и от операции означивания. Коммуникация, трактуемая подобным образом, предполагает субъекты (чья идентичность и присутствие конституируются до операции означивания) и объекты (обозначаемые концепты, некий помысленный смысл, не подлежащий ни формированию ...ни трансформированию при передаче сообщения).

Преодоление "старой ткани" метафизики недостижимо единожды осуществленной "гносеологической отсечкой". По Деррида, "нескончаемость" процедуры деконструкции суть "существенная, систематическая и теоретическая". Рассуждая о фонологизме, Деррида отмечает, что он есть "в меньшей мере следствие применения алфавита в данной культуре, чем результат известной репрезентации, известного этического или аксиологического опыта этого применения". "Принцип различительности" требует, согласно Деррида, не только отказа от приоритета субстанции фонетической (или временной) и субстанции графической (или пространственной), но и велит трактовать "весь процесс означивания как формальную игру различений. То есть следов" (см.

След). (См. Трансцендентальное означаемое, Пустой знак, Означивание.) A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Знак

материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. Предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) (см. Знак языковой) и неязыковые З. Среди последних можно выделить З.-копии, З.-признаки, З.-символы. З.-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки ..

Знак

ЗНАК - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы. Понимание знаков невозможно без выяснения его значения. См. Семиотика.. ..

Знак

ЗНАК, предмет (явление, действие), который выступает как представитель древнего предмета, свойства или отношения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Понимание знака невозможно без выяснения его значения.. ..

Знак

Восклицательный знак. Жарг. Шк. Шутл. Учитель высокого роста. РСЖ, 2002.. ..

Знак

Очень широкое понятие, соответствующее определенному проявлению человеческой мысли, которое несет вполне конкретную познавательную нагрузку (предупреждение, запрет, благосклонность и т.д.). Понятие знака было известно еще в дописьменную и доязыковую эпоху, что подтверждается наличием определенных знаковых сигналов у животных (окраска, позы, звуки).. ..

Знак

Признак, примета, отличие. Значок, мета (метка), отметка, клеймо, печать, штемпель, тавро, тамга. Буква, цифра, черточка. Знамение, предзнаменование, предвестие, предвестник, сигнал, симптом. Девиз, пароль, лозунг, символ, эмблема, вензель, герб, кокарда, монограмма, шифра, шифр, марка, этикет, ярлык. След, отпечаток, оттиск, рубец, шрам. Мание, мановение.. ..

Знак

Материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы. Понимание знаков невозможно без выяснения его значения. См. Семиотика.. ..

Знак

М. Признак, примета, отличие. Предзнаменование. Предвестие. Чувственое доказательство, свидетельство. Чувственое изъявление, обнаружение чего-либо. Знак таможни, клеймо. - отличия, орден. - от раны, рубец. Подать знак рукой, шапкой, помаячить. Знак флагами, сигнал. Это примите в знак дружбы моей. Радуга знак скорого ведра. Азбука наша состоит из 34-х знаков. Подали знак голосом, в рог и пр. Знаковый, ко знаку относящийся. Знакомый, знаемый, известный, ведомый. Кого или что знаем, видали, слыхали..

Знак

М.1) а) Признак, примета, по которым узнается, распознается что-л.б) Клеймо, метка.2) а) То, что служит указанием на что-л., свидетельством чего-л., внешним обнаружением чего-л.б) Чувственное выражение, внешнее проявление чего-л.в) Предзнаменование, предвестие.3) Предмет, являющийся признаком принадлежности к чему-л., символом чего-л.4) Жест, выражающий волю, желание, приказание кого-л.5) Предмет или действие в роли условного обозначения чего-л. Сигнал.6) а) Изображение с известным условным знач..

Знак

-а,м. 1. Пометка, изображение, пред-мет, к-рыми отмечается, обозначается что-н. Условный з. Дорожные знаки (на автомобильных дорогах, на улицах. Информирующие об особенностях дороги, о правилах движения). Товарный з. (на товаре, изделии, отличающий изделия данного предприятия). Денежные знаки (то же, что деньги в 1 знач.). 3. Почтовой оплаты (марка). 2. Внешнее обнаружение, признак чего-н. Знаки внимания. Молчание — з. Согласия. Дурной з. (плохое предзнаменование). 3. Жест, движение к-рым сигнал..

Знак

Знака, м. 1. Признак, примета, по к-рым узнается, распознается что-н. Ребенка узнали по знаку на левом плече. А в бане, слышно, (Пугачев) показывал царские свои знаки на грудях. Пушкин. || Клеймо, метка. Таможенный знак. Фабричный знак. 2. То, что служит указанием на что-н., свидетельством чего-н., внешним обнаружением чего-н. (книжн.). Подарить что-н. В знак дружбы. Его заботливость о моей матери была знаком его расположения ко мне. Молчание - знак согласия. || Чувственное выражение, внешнее пр..

Знак

Общеславянское слово, образованное от глагола знати, имевшего смысл "отличить., выделить". См. Также .. ..

Знак

Общеслав. Суф. Производное (суф. -к-, ср. Злак, звук) от знати в значении «отличать, заметить». См. Знать (2)}}. Ср. Отличие, . ..

Знак

А, зна́чить, укр. Знак, др.-русск., цслав. Знакъ, болг. Знак, сербохорв. Зна̑к, род. П., зна̑ка, словен. Znȃk, чеш., слвц. Znak, польск. Znak. См. Знать.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Знак

Традиционно - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. - интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, леж..

Знак

1. Пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь. 2. Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь. 3. Жест, движение, которым сигнализируют, сообщают что-нибудь.. ..

Знак

- одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого с..

Знак

— условный символ, отражающий некоторое понятие. В геологии используется пять основных типов знаковой индикации. Цифровой, буквенный, цветной, геометрический, конфигурационный и их различные сочетания.. ..

Знак

Материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают знаки языковые и неязыковые (см., например, знаки астрономические, знаки химические). Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака. Представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ. Важнейшие знаки для человека - познаваемые им явления.. ..

Знак

Традиционно - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. - интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, леж..

Знак

ЗНАК - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. - интерсубъективный посредник, структур-ме-диатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в..

Зиновьев Александр Александрович

(р. 1922) - логик, социолог и писатель. Доктор филос. Наук (1960), проф. (1964). Участник Великой Отечественной войны, военный летчик, награжден боевыми орденами и медалями. Окончил филос. Факультет МГУ (1951), аспирантуру (1954). В 1955-1976 работал в Ин-те философии АН СССР, преподавал логику на филос. Факультете МГУ (1963-1976), был зав. Кафедрой логики (1965-1967), членом редколлегии жур. "Вопросы философии" (1965-1975). Иностранный член Финской, Итальянской и Баварской академий наук.Впервые..

Зло

1) противоположность добра (см. Добро и зло). От понимания зла зависит также и определение понятия добра. В манихействе зло выступает как метафизическое понятие у Плотина, в христ. Философии, у Августина, Лейбница, Я. Бёме, Шеллинга, Гегеля – все они искали ответ на вопрос. Каким образом зло пришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую. 2) то, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность, то, что в..

Знанецкий (Znanietskij) Флориан Витольд

(1882-1958) - польско-американский социолог, философ, культуролог. Учился философии и позже социологии в Кракове, Гнезно, Цюрихе, Париже. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где встретился с У. Томасом, который предложил 3. Совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке", (т. 1-5, 1918-1920), ставшее классикой социологии. В 1917 3. Был приглашен в Чикагский университет для чтения лекций. В 1920 избран на кафедру социологии Познаньского уни..

Знание

Результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. Знаковой форме.Стремление понять, что такое З. И чем оно отличается от др. Продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались разрешить проблему. Чем З. (episteme) отличается от мнения (doxa). Если кратко резюмировать воззрения Ксенофана, Гераклита, Парменида, Платона и Аристотеля по этому вопросу, то можно сказать, что антич. Мыслители относили мнение к чувственно воспринимаем..

Знак

- материальный предмет, воспроизводящий свойства, отношения некоторого другого предмета. Различают языковые и неязыковые З. Среди последних выделяют три разновидно­сти. 3. - копии обладают определенным сходством с представля­емыми ими объектами, напр. Фотографии, отпечатки пальцев и т. П. 3. - признаки связаны с обозначаемыми объектами как следствия со своими причинами, напр. Дым - 3. И следствие огня. З. - символы представляют собой некоторые наглядные образы, используе­мые для представления от..

Знак

Знаком считается любой указанный в гоночной инструкции объект, который яхта должна пройти с предписанной стороны, и судно гоночного комитета, окруженное свободной водой и от которого проходит стартовая или финишная линия. Якорный канат и любые предметы, случайно или временно прикрепленные к такому объекту, не считаются частью знака. Парусный спорт. ..

Дополнительный поиск Знак Знак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знак" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 4 символа