Ибн Аль-араби Мухйи Ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.алиал-хатимиат-таи

251

(1165-1240) - арабо-мусульманский философ, суфий и поэт, создатель учения "О единстве бытия" (вахдат ал-вуджуд). Последователи И.А. Звали его "Величайшим учителем" и "Сыном Платона". Происходил из древнего и влиятельного араб. Рода, жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал и во всех частях араб. Мира. Наиболее известные произведения. "Мекканские откровения", "Геммы мудрости", "Святой дух", "Книга путешествия". Хорошо знал учения антич. Мыслителей, религиозно-философские системы неисламского Востока, считался поклонником учений аль-Газали и ас-Сухраварди. Его труды, и прежде всего "Мекканские откровения", адресованы не только широкому кругу практикующих суфиев (см. Суфизм), но и более образованным читателям, преимущественно мусульманским юристам и "теологам".

Эта работа предназначалась для чтения с учителем, который давал устные комментарии, сообразуясь со способностями каждого из своих учеников.И.А. Выделял три основных вида познания. 1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях. 2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса. 3) боговдохновенное познание "таинств", имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и "святым". Риторический стиль многих произведений И.А., в частности "Мекканских откровений", содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных филос. И религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык И.А.

Часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого И.А. Рассматривают как "рационализирующего" философа-мистика, стремящегося свести все "таинства веры" к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, - с другой. В основе такого представления лежит признание И.А. Сущностного различия между истиной и верой, между целями "законов" в широком смысле слова и истинами откровения. В своем учении "О единстве бытия" он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко - как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность.

Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в "совершенном человеке" - земной ипостаси и "зеркале Бога". В сложных символах и аллегориях И.А. Описывает вневременной "процесс" теофаний как переход Бога из состояния "в-себе-бытия" в состояние "бытия-для-другого". Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. И.А. Не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью.

Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его "совершенный человек" есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение "О единстве бытия" И.А. Рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя - как воплощение "совершенного человека". Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии.Мекканские откровения. СПб., 1995. Ал-Футухат. Фусус. Расаил. Хайдарабад, 1961. Т. 1-2. L'Arbre du monde. Shajarat al-Kawn. Kair, 1982. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмаль-ного анализа философии Ибн Араби.

М., 1993. Affifi A.E. The Mystical Philosophy of Myhyiddin Ibnu'l-Arabi. Cambridge, 1939. Osman J. Histoire et la classification de l'oeuvre l'lbn Arabi. Damask, 1964. Vol. 1-2. H.C. Кирабаев.

Значения в других словарях
И Цзин

("Книга перемен", также "Чжоу и" - "Чжоус-кие перемены" по названию династии Чжоу [11-3 вв. До н.э.] или "Кругоспиральные перемены" по нарицательному значению иероглифа "чжоу") - одна из систем формирования др.-кит. Культуры дао, связанная по архетипу у син с даосизмом и конфуцианством. Состоит из канонической графической и комментаторской иероглифической частей. Основу графических построений "И ц." образуют два типа черт - целая и прерванная, символизирующие космические ритмы ян и инь (см. Инь ..

Ибервег (Ueberweg) Фридрих

(род. 22 янв. 1826, Ляйхлинген, близ Золингена – ум. 9 июня 1871, Кенигсберг) – нем. Философ, логик и историк философии. Профессор в Кенигсберге с 1869. Находился под влиянием Бенеке, позднее – Шлеймахера. Был сторонником теории иероглифов, согласно которой ощущения есть условные знаки – символы, иероглифы. Написал первое руководство по всеобщей истории философии («Grundifl der Geschichte der Philosophie»-, 3 Bde., 18631866. Книга вышла в неполном рус. Переводе в 1898 – 1899 под названием «Очерк..

Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед Ибн Яхья Ас-саиг

[ла-тинизир. - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (ок. 1070-1139) - араб. Врач, поэт, государственый деятель, пионер философии восточного перипатетизма в мусульманской Испании. Был долгие годы визирем альморавидских правителей. В 1118 переехал в Марокко, где незадолго до смерти был обвинен в вероотступничестве, заключен в тюрьму и отравлен.Помимо комментариев к работам Аристотеля, трудов по логике, математике, медицине и музыке написал ряд оригинальных трудов по философии и проблемам гос..

Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед

[латини-зир. - Аверроэс (Averroes)] (1126-1198) - араб. Философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы. Идейная атмосфера мусульманской Испании втор. Пол. 12 в. Характеризовалась резко негативным отношением к философии со стороны религиозных деятелей, весьма недовольных популярностью "чужестранной науки" - философии. В 1195 произведения И.Р. Был..

Дополнительный поиск Ибн Аль-араби Мухйи Ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.алиал-хатимиат-таи Ибн Аль-араби Мухйи Ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.алиал-хатимиат-таи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Аль-араби Мухйи Ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.алиал-хатимиат-таи" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Аль-араби Мухйи Ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.алиал-хатимиат-таи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 69 символа