Ибн Рушд Или Ибн Рошд

224

(латинизированная транскрипция — Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. Выступал как защитник рациональной философии. Развивал идеи вечности материи и движения, бытие Бога принимал как первопричину сущего, противопоставлял Бога как чистый разум — Богу как волевому началу.

По И.Р., движение столь же вечно и неуничтожимо, как и первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению благодаря движению. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость, утверждения богословов о вмешательстве Бога в дела мира несостоятельны. Бог у И.Р. — сердце космического организма и действует по необходимости, а не предписывает ее. И.Р. Отрицал бессмертие индивидуальной души, а бессмертным считал человечество в целом. Выступил одним из создателей учения о "двойственной истине". Разделяя процедуры постижения религии на рациональную, доступную образованным людям, и образно-аллегорическую, доступную всем, говорил о необходимости освобождения научного знания и философии от влияния богословия, чем вызывал критику со стороны духовных оппонентов.

Выдвинул тезис о возможности несовпадения научных и религиозных догм. Отвергал светопреставление, воскрешение из мертвых, загробную жизнь. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской, но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. К сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. В этих комментариях И.Р. Впервые использовал "свободный комментарий", не использовавшийся в те годы в подобной практике. Он включал в себя три версии. А) в тексте не разделялись авторский и собственный текст, б) комментировался каждый параграф текста, и. В) разрабатывался комментарий, в котором сохранялась структура авторского текста, отделенная от комментария. Последний принцип заложил традицию работы с текстами в последующее время.

Известна также работа И.Р. С комментариями к "Государству" Платона. Работа И.Р. "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религиозными законами" включала также размышления о социальном строе общества и о политике. В области государственного строительства выступал за построение справедливого общества, против использования женщин в качестве рабынь, за равноправие женщин и их участие в государственных делах. Важное значение имело написание И.Р. На арабском языке сочинения "Опровержение опровержения", в котором автор выступил с опровержением мистицизма и подверг критике оккультизм, проповедуемый в сочинениях мусульманского теолога Аль-Газали ("Опровержение философов"). Выступал против аскетизма и мистики, утверждая, что к совершенству ведет главным образом философское познание.

В области медицины И.Р. Был автором энциклопедического руководства в 7 частях "Книга общих принципов медицины", переведенного на латинский язык в Падуе в 1255. Известен также астрологическими и астрономическими сочинениями. Взгляды И.Р. Оказали большое влияние на развитие свободомыслия. E.H. Вежновец.

Значения в других словарях
Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед Ибн Яхья Ас-саиг

[ла-тинизир. - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (ок. 1070-1139) - араб. Врач, поэт, государственый деятель, пионер философии восточного перипатетизма в мусульманской Испании. Был долгие годы визирем альморавидских правителей. В 1118 переехал в Марокко, где незадолго до смерти был обвинен в вероотступничестве, заключен в тюрьму и отравлен.Помимо комментариев к работам Аристотеля, трудов по логике, математике, медицине и музыке написал ряд оригинальных трудов по философии и проблемам гос..

Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед

[латини-зир. - Аверроэс (Averroes)] (1126-1198) - араб. Философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы. Идейная атмосфера мусульманской Испании втор. Пол. 12 в. Характеризовалась резко негативным отношением к философии со стороны религиозных деятелей, весьма недовольных популярностью "чужестранной науки" - философии. В 1195 произведения И.Р. Был..

Ибн Сина

(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг "индийский счет" — арифметику, геометрию, алгебру. Осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. Вылечил тяжело заболевшего султана..

Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах

[латинизир. - Авиценна (Avicenna)] (980-1037) - философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем "аш-Шейх ар-Раис" ("Первый мудрец") и "Худжат аль-Хак" ("Авторитет истины"). В довольно раннем возрасте испытал влияние исмаилизма, еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Слава искусного врача пришла к нему после того, как он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. И.С...

Дополнительный поиск Ибн Рушд Или Ибн Рошд Ибн Рушд Или Ибн Рошд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Рушд Или Ибн Рошд" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Рушд Или Ибн Рошд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 21 символа