Ивин Александр Архипович

225

(р. 1939) - специалист в области логики, философии науки, теории аргументации, философии истории. Окончил филос. Факультет МГУ (1965), аспирантуру Ин-та философии АЛ СССР (1968). Преподавал на филос. Факультете МГУ, в Московском историко-архивном ин-те, с 1985 работает в Ин-те философии АН СССР (РАН). Доктор филос. Наук (1975), проф. (1976). Официальный представитель в России Европейской ассоциации аналитической философии (1991- 1996). Автор около тридцати книг, в т.ч. Девяти индивидуальных монографий (четыре из них переведены за рубежом). В числе опубликованных работ более десяти учебников, а также ряд научно-популярных книг.В 1968 изложил первую логическую теорию абсолютных оценок (логику понятий "хорошо", "безразлично", "плохо").

На ее основе построил логику утилитарных оценок ("А является средством для достижения позитивной ценности 5"). В дальнейшем показал, что нормы сводятся к оценкам с помощью определения. "действие обязательно, если и только если ситуация, реализуемая им, позитивно ценна, и хорошо, что воздержание от действия ведет к наказанию". Тем самым нормативное употребление языка было сведено к оценочному, а логика норм (деонтическая логика) - к логике абсолютных оценок. Ввел общее понятие ценности, охватывающее ценности всех видов и идущее в параллель классическому определению истины. Добро есть соответствие объекта высказанной о нем идее, своему стандарту. Исследовал описательно-оценочные утверждения языка, на этой основе подверг критике выдвигавшееся позитивистами требование исключать любые оценки из языка социальных и гуманитарных наук.

Поскольку человеческая деятельность невозможна без оценок и норм, науки, изучающие человека и общество и имеющие своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности, всегда содержат оценки и устанавливают имплицитные, а иногда и эксплицитные ценности. Проблема не в устранении оценок, которое в этих науках в принципе недостижимо, а в обосновании объективности выдвигаемых оценок.Определил понимание как подведение под ценность, т.е. Как выведение понимаемой ситуации из общего утверждения о должном. Тем самым было показано, что операция понимания является столь же универсальной, как и операция объяснения. Пониматься могут не только языковые выражения, но и человеческое поведение и явления неживой природы.

В социальных и гуманитарных науках понимание, опирающееся на общие оценки, явно превалирует, однако, над объяснением, требующим общих истин.В книгах по теории аргументации (см. Аргументации теория) предложена новая общая концепция этой теории и проанализированы многообразные конкретные приемы аргументации. В их числе эмпирическая аргументация (прямое и косвенное подтверждение в опыте), теоретическая аргументация (дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическое обоснование и др.) и контекстуальная аргументация (ссылка на традицию, веру, интуицию, здравый смысл, вкус и т.п.).В 1987 предложил первую логику без принципа фальсификации (modus tollens), позволяющую устранить сильную асимметрию между подтверждением утверждения и его опровержением (парафальсифицирующая логика).

Показал, что не достигшая успеха фальсификация теории (ее "критика", в терминологии К. Поппера) является только ослабленным вариантом верификации.В книгах по философии истории развита идея двух-полюсности человеческой истории. История движется между двумя достаточно постоянными полюсами, одним из которых является коллективистическое (закрытое) общество, другим - индивидуалистическое (открытое) общество. Коллективизм охватывает большую часть истории. Древний, или примитивный, коллективизм, средневековый умеренный коллективизм и, наконец, индустриальный, или тоталитарный, коллективизм. Последний реализовался в 20 в. В двух социалистических вариантах. Интернациональный социализм, обещавший рай на земле для всего человечества, и национальный социализм (национал-социализм), пытавшийся создать рай для избранной расы за счет всех остальных.

К индивидуалистическим обществам относятся древние демократии и современный капитализм. Социалистические версии коллективизма исчерпали себя, наступил своеобразный "конец истории". В будущем коллективизм способен возродиться только в новой, уже не социалистической форме. Концепция биполярной истории может рассматриваться как соединение элементов линейно-стадиального и цивилизационного подходов к истории. Вместе с тем в этой концепции не постулируется ошибочный в своей общей форме принцип экономического детерминизма, требуемый формационным подходом, отсутствует идея причинно или телеологически предопределенного прогресса, охватывающего все основные сферы социальной жизни, истории приписывается не объективный, а лишь субъективный смысл.

Многообразные цивилизации оказываются взаимосвязанными, хотя и разнородными фрагментами единого потока человеческой истории.О логике оценок // Вопросы философии. 1968. № 8. Основания логики оценок. М., 1970. Логика норм. М., 1973. По законам логики. М., 1983. Искусство правильно мыслить. М., 1986, 1990. Логика без принципа фальсификации // Философские науки. 1987. № 3. Строгий мир логики. М., 1988. Многообразный мир любви // Философия любви. М., 1990. Т. 1. Логика. Учебник для средней школы. М., 1996. Практическая логика. М., 1996. Логика. Экспериментальный учебник. Киев, 1996. Логика. М., 1997. Основы теории аргументации. М., 1997. Введение в философию истории. М., 1997. Словарь по логике. М., 1998 (в соавт.). Логика. Учебник для гуманитарных факультетов. М., 1999. Логика.

Общий курс. М., 1999. Философия истории. М., 2000. Теория аргументации. М., 2000. Модальные теории Яна Лукасевича. М., 2001. Grundlagen der Logik von Wertungen. Berlin, 1975. Der Deontis-chen Logik. Berlin, 1976. Wahrheit und Zeit // Logik und empirische Wissenschaflen. Berlin, 1977. The Evolution of Theoretical Thought // The Opened Curtain. Boulder. San Francisco. Oxford, 1991 и др..

Значения в других словарях
Иванов Порфирий Корнеевич

(1898-1983) - русский мыслитель, создатель одной из наиболее эффективных оздоровительных систем 20 в., сопряженной с рядом оригинальных философских идей. Главной целью учения И. Выступила традиционная для русского космизма и мистицизма в 20 в. Попытка преодоления несовершенства физической природы человека. Учение И., излагаемое им в акцентированно доступной и предельно конкретной манере, нередко ассоциируется с рядом воззрений китайских даосов. Смыслом самосовершенствования человека, по И., явля..

Ивановский Владимир Николаевич

(1867-1931) - русско-белорусский философ, историк философии, психолог. Предки И. Происходят из Беларуси. Учился в Московском и Петербургском университетах. С 1899 приват-доцент Московского, с 1904 - Казанского, ректор Самарского (1920-1921) университетов. Профессор Белорусского государственного университета с 1921 по 1927. Круг интересов достаточно широк. От мистики средних веков до современной психологии и гносеологии. Активно сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии", где опублико..

Игра

— понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. Является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или — в постнеклассике — феномена), так и в аксиологическом (И. Не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания, и ее ценность является принципиально автохтонной, — в частности, независимой от так называемого "результата" И.) отношениях, и, вместе с тем, реализующуюся по соответствующим правилам, ..

Идеал

(от лат. Idealis, греч. Idea - образ, идея) - 1) в общеупотребительном смысле. А) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. Явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. 2) в строгом этическом смысле. В теоретическом плане - а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном - б) совершенство в отношениях между людьми..

Дополнительный поиск Ивин Александр Архипович Ивин Александр Архипович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ивин Александр Архипович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ивин Александр Архипович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 24 символа