Илларион Киевский

207

(кон. 9 - сер. 11 в.) - др.-рус. Мыслитель, проповедник, первый киевский рус. Митрополит (с 1051). Сведения о его жизни скудны. В летописи сообщается, что он был "муж благ, книжен и постник". Расцвет творчества приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054). Перу И.К. Принадлежат "Слово о Законе и Благодати", "Молитва", "Исповедание веры", а также ряд сочинений религиозно-нравственного характера. При его участии составлялся "Устав князя Ярослава о церковных судах". Оказал влияние на летописание, церковное красноречие, учительную литературу. Наиболее значительно по объему и содержанию "Слово", состоящее из трех частей. Сопоставления Закона и Благодати, описания крещения Руси, похвалы великому князю Владимиру и его сыну Ярославу.

Известно более 50 списков "Слова", относящихся к 15-17 вв., что говорит о его влиянии и авторитетности. Под Законом понимается ветхозаветное учение как начальная стадия духовного просвещения и самоорганизации др.-евр. Народа, оказавшая влияние на все человечество. Под Благодатью понимается евангельское новозаветное учение, с одной стороны, развившее ветхозаветную традицию, с другой - преодолевшее ее рамки и ставшее мировой религией, распространившейся на многие народы и страны, в т.ч. На Русь. Христианский универсализм сочетается в "Слове" с глубоким патриотизмом. Историософская значимость памятника состоит в обосновании идеи равенства Руси среди цивилизованных народов, включенности ее в мировую историю, в сравнении князя Владимира с равноапостольным императором Константином, что предвосхитило возникшую позднее доктрину "Москва - Третий Рим", где Руси отводилась роль наследницы Рима и Византии.

Слово о Законе и Благодати. М., 1994.Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. М., 1986. Ч. 1-2. Ужанков А.Н. "Слово о Законе и Благодати" Иллариона Киевского. М., 1999..

Значения в других словарях
Икономахия, Иконоборчество

– социально-политическое и религиозное движение в Византии в 8-1-й пол. 9 в., выражающееся в борьбе против почитания икон.. ..

Икскюль (Uexkьll) Якоб Иоганн

(род. 8 сент. 1864, Кеблас, Эстония – ум. 25 июля 1944, Капри) – эстон. Биолог и зоопсихолог. 1925 – 1934 – профессор в Гамбурге. Занимался преимущественно исследованием отношения организма к окружающей его обстановке. «Все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им, и все, на что он воздействует, превращается в его мир действия. Оба они образуют связанное единство – среду». Икскюль считает, что животные являются не только объектами, но также и субъектами, «самая важная де..

Иллюзионизм

Позиция, согласно которой пространственно-временной внешний мир есть только видимость, "покрывало Майи", фантасмагория, феномен мозга и т.п. К И. Могут быть отнесены учение инд. "Упанишад", а также философия А. Шопенгауэра, согласно которой не только все есть иллюзия, кажимость, но даже само существование не имеет никакого реального значения.. ..

Иллюзия

(лат. Illusio – обман) поверхностное представление, чистая фантазия. В практической жизни – облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. «Освобождение от иллюзий» (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. С точки зрения психологии или психопатологии иллюзия – это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преоб..

Дополнительный поиск Илларион Киевский Илларион Киевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Илларион Киевский" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Илларион Киевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 17 символа