Кальвин Жан

244

(Calvin, латинизир. - Calvinus) (1509-1564) - виднейший деятель Реформации, основатель кальвинизма. Изучал богословие в ун-те Парижа, право - в юридических школах Орлеана и Бурже, увлекался антич. Философией и христианским гуманизмом Эразма Роттердамского. Под влиянием идей М. Лютера в 1534 порвал с католицизмом и, опасаясь преследований, переселился в Базель (Швейцария), где в 1536 издал "Наставление в христианской вере", вскоре признанное "энциклопедией протестантизма". К. Постоянно совершенствовал и дополнял этот свой главный труд, последнее, значительно расширенное 6-е издание которого вышло в 1559.Наибольшую известность приобрела доктрина К. Об абсолютном божественном предопределении, развивающая взгляды Лютера.

К. Формулирует ее в жесткой форме. Еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (в чем проявилось его высшее милосердие), а других обрек на вечные муки (в чем проявилась его высшая справедливость), и ничто - ни добрые дела, ни подвиги благочестия - не может изменить этого предначертания. Отсюда категорическая формула. Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь "избранных". Человек не способен проникнуть в тайну предопределения. Его окончательная судьба известна лишь Богу, но ему следует до конца надеяться на свое "избранничество", подтвержденное им не заслуженным божественным даром - личной верой, возвещаемой Святым Духом. К. Конкретизирует и Лютерово понимание земного призвания христианина, указывая на косвенные свидетельства принадлежности к "сыновьям света".

Это успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности, которая должна быть подчинена не стяжанию мирских благ и удовольствий, но высшей духовной цели - прославлению величия Бога. Решительно осуждаются роскошь, леность, паразитизм, а собственный труд и накопленное им богатство расцениваются как наилучший способ служения Богу. Идеал мирского аскетизма, составивший основу пуританской этики, как убедительно показал М. Вебер, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капиталистического строя, особенно в США.На политическом развитии Запада особо сказалось учение К. О церкви и ее взаимоотношении со светской властью. Забота церкви - сфера духовного, вечного, "внутренний человек".

Дело же гос-ва - управление обществом, утверждение справедливости и закона. При этом церковь и гос-во должны дополнять друг друга в обеспечении процветания общества и его граждан. Авторитет гос-ва, говорит К., идет от Бога, его должностные лица - слуги Творца, обязанные в решении практических вопросов защищать высшую небесную справедливость, руководствуясь законом Бога, выраженным в Библии. Напр., обличать и пресекать религиозное диссидентство не только как церковное, но и как гражданское преступление. Свои теократические установки К. Последовательно воплотил на практике во время своего многолетнего правления в Женеве (1536-1538, 1541 -1564), где он добился полного подчинения гражданских органов протестантской церкви, заслужив репутацию "женевского папы".

Постепенно в городе был упразднен пышный католический культ, введены правила, регламентирующие весь быт граждан, налажена разветвленная система сыска и наказания вольнодумцев - вплоть до сожжения на костре. Наиболее мрачным эпизодом деятельности К. Стало сожжение (1553) выдающегося исп. Ученого и теолога М. Сервета, отрицавшего догмат троичности.Неустанными усилиями К. Превратил Женеву в оплот европейского протестантизма. Здесь находили приют преследуемые протестанты со всей Европы, отсюда, пройдя богословскую выучку и снабженные миссионерской литературой, они возвращались в др. Европейские страны, чтобы с несокрушимой энергией утверждать протестантскую веру. Нараставшая борьба за веротерпимость и принцип свободы совести привели к падению влияния идей К., но в 20 в.

Интерес к ним заметно вырос (прежде всего, со стороны представителей диалектической теологии). Наставление в христианской вере. М., 1997-1999. Т. 1-3. Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1899. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931. Поршнев Б.Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958. № VII. Цвейг С. Кастеллио против Кальвина. Совесть против насилия. М., 1986. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1989. Митрохин Л.Н. Жан Кальвин. "Божья метла" // Баптизм. История и современность. СПб., 1997.Л.Н. Митрохин.

Значения в других словарях
Кальвин Жан

Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации. ..

Кальвин Жан

КАЛЬВИН (Calvin - Calvinus) Жан (1509-1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение "Наставление в христианской вере". Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.---КАЛЬВИН, (Calvin, латинизированная форма Calvinus, франц. Cauvin) Жан (10 июля 1509, Нуайон, Франция - 27 мая 1564, Женева), богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Годы ученияРодился в семье..

Кальвин Жан

(1509-1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной иерархии, но в 1528 недоброжелатели добились его изгнания. Мать Кальвина, Жанна Лефранк, была благочестивой женщиной из знатной валлонской семьи. Маленький Жан, отличавшийся выдающейся одаренностью, получил начальное образование вместе с отпрысками одного зна..

Кальвин Жан

(1509- 64 гг.) - французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение - Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. Фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.. ..

Кальвин Жан

(1509 – 1564) – один из главных деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Основные идеи его учения. принцип абсолютного божественного предопределения. Необходимость организации пресвитерианской (протестантской) церкви, синода. Принцип взаимопомощи церкви и государства. Отличительное свойство кальвинистской доктрины – заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая практика Ж. ..

Кальвин (Сalvin) Жан

(1509-1564) - деятель Реформации во Франции, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридическое образование. В 1533 под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма и создал одно из направлений протестантизма. С 1536 поселился в Женеве, где, став фактически диктатором города (1541), подчинил светскую власть церкви. В основном сочинении "Наставление в христианской вере" (1536-1559), которое он всю жизнь дополнял и совершенствовал, К. Фактически систематизировал идеи таких реф..

Кальвин (Сalvin, лат. Сalvinus, франц. Сauvin) Жан

(род. 10 июля 1509, Нойон, Пикардия – ум. 27 мая 1564, Женева) – церковный реформатор. Написал «Institutio religionis christianae» (1536), где развил систему христ. Веры, в основу которой положил следующий принцип. Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. В своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. На тесную связь кальвинизма..

Кальвинизм

Или реформатская церковь - одна из главных разновидностей протестантизма, основанная Ж. Кальвином. Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. В отличие от М. Лютера, Кальвин утверждал, что гос-во обязано не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваяс..

Кампанелла

(Campanella) Томмазо (1568— 1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 — Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет (свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе). Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребывания в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все ..

Кальвин Жан

(Calvin) Жан — деятель Реформации, основатель кальвинизма. Род. 10.07.1509, Нуайон (Франция), ум. 27.05.1564, Женева.Происходил из семьи чиновника епископской курии. В 1524–28 изучал в Париже философию, богословие и др. Гуманитарные науки. В 1528–31 — юриспруденцию в Орлеанском, а затем Буржском ун-те. В 1532 издал коммент. На трактат Сенеки De clementia (О милосердии), проявив глубокую эрудицию и публицистический талант. Познакомившись с идеями М. Лютера, К. Стал одним из наиболее активных проп..

Дополнительный поиск Кальвин Жан Кальвин Жан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кальвин Жан" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кальвин Жан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа