Кальвин Жан
(Calvin, латинизир. - Calvinus) (1509-1564) - виднейший деятель Реформации, основатель кальвинизма. Изучал богословие в ун-те Парижа, право - в юридических школах Орлеана и Бурже, увлекался антич. Философией и христианским гуманизмом Эразма Роттердамского. Под влиянием идей М. Лютера в 1534 порвал с католицизмом и, опасаясь преследований, переселился в Базель (Швейцария), где в 1536 издал "Наставление в христианской вере", вскоре признанное "энциклопедией протестантизма". К. Постоянно совершенствовал и дополнял этот свой главный труд, последнее, значительно расширенное 6-е издание которого вышло в 1559.Наибольшую известность приобрела доктрина К. Об абсолютном божественном предопределении, развивающая взгляды Лютера.
К. Формулирует ее в жесткой форме. Еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (в чем проявилось его высшее милосердие), а других обрек на вечные муки (в чем проявилась его высшая справедливость), и ничто - ни добрые дела, ни подвиги благочестия - не может изменить этого предначертания. Отсюда категорическая формула. Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь "избранных". Человек не способен проникнуть в тайну предопределения. Его окончательная судьба известна лишь Богу, но ему следует до конца надеяться на свое "избранничество", подтвержденное им не заслуженным божественным даром - личной верой, возвещаемой Святым Духом. К. Конкретизирует и Лютерово понимание земного призвания христианина, указывая на косвенные свидетельства принадлежности к "сыновьям света".
Это успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности, которая должна быть подчинена не стяжанию мирских благ и удовольствий, но высшей духовной цели - прославлению величия Бога. Решительно осуждаются роскошь, леность, паразитизм, а собственный труд и накопленное им богатство расцениваются как наилучший способ служения Богу. Идеал мирского аскетизма, составивший основу пуританской этики, как убедительно показал М. Вебер, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капиталистического строя, особенно в США.На политическом развитии Запада особо сказалось учение К. О церкви и ее взаимоотношении со светской властью. Забота церкви - сфера духовного, вечного, "внутренний человек".
Дело же гос-ва - управление обществом, утверждение справедливости и закона. При этом церковь и гос-во должны дополнять друг друга в обеспечении процветания общества и его граждан. Авторитет гос-ва, говорит К., идет от Бога, его должностные лица - слуги Творца, обязанные в решении практических вопросов защищать высшую небесную справедливость, руководствуясь законом Бога, выраженным в Библии. Напр., обличать и пресекать религиозное диссидентство не только как церковное, но и как гражданское преступление. Свои теократические установки К. Последовательно воплотил на практике во время своего многолетнего правления в Женеве (1536-1538, 1541 -1564), где он добился полного подчинения гражданских органов протестантской церкви, заслужив репутацию "женевского папы".
Постепенно в городе был упразднен пышный католический культ, введены правила, регламентирующие весь быт граждан, налажена разветвленная система сыска и наказания вольнодумцев - вплоть до сожжения на костре. Наиболее мрачным эпизодом деятельности К. Стало сожжение (1553) выдающегося исп. Ученого и теолога М. Сервета, отрицавшего догмат троичности.Неустанными усилиями К. Превратил Женеву в оплот европейского протестантизма. Здесь находили приют преследуемые протестанты со всей Европы, отсюда, пройдя богословскую выучку и снабженные миссионерской литературой, они возвращались в др. Европейские страны, чтобы с несокрушимой энергией утверждать протестантскую веру. Нараставшая борьба за веротерпимость и принцип свободы совести привели к падению влияния идей К., но в 20 в.
Интерес к ним заметно вырос (прежде всего, со стороны представителей диалектической теологии). Наставление в христианской вере. М., 1997-1999. Т. 1-3. Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1899. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931. Поршнев Б.Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958. № VII. Цвейг С. Кастеллио против Кальвина. Совесть против насилия. М., 1986. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1989. Митрохин Л.Н. Жан Кальвин. "Божья метла" // Баптизм. История и современность. СПб., 1997.Л.Н. Митрохин.
Дополнительный поиск Кальвин Жан
На нашем сайте Вы найдете значение "Кальвин Жан" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кальвин Жан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 11 символа