Карпов Василий Николаевич
(род. 1798- ум. 1867), рус. Философ, психолог, переводчик и комментатор Платона, изучению наследия кот. Посвятил половину своей жизни. Плодом этой работы являлся сначала перевод важнейших диалогов (1841), а затем 4 тт. «Соч. Платона» (1863). В мастерски написанных им введениях к каждому из диалогов и филологических, исторических и философских примечаниях к ним он выступал как блестящий критик и комментатор. Карпов понимал философию как науку, рассматривающую «все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, сколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе». Ее цель – найти закон гармонического бытия Вселенной и указание в ней места, значения и отношения человека. Определение философии покоится у Карпова на двух предпосылках.
1) принципе самосознания, высказанном еще в древности и со времен Вольфа сложившемся в философское учение, т.е. Психологии или антропологии. 2) принципе, требующем объединения всех наук в одно целое, и, соответственно, исследования природы в целом едином бытии. Метод или форма изложения философии определяется ее предметом и потому должен быть охарактеризован как метод систематический. Под системой же нужно понимать не внешний распорядок и распределение частей, а их внутреннюю согласованность и совместимость в одном организме науки. В решении проблемы веры и знания Карпов готов видеть ту полезность, которая оправдает отечественную философию. Он задается вопросом. «Какой наукословной пользы можно ожидать от ее национального характера?» И отвечает.
Ни в чем ином народность не состоит, как только в православии и самодержавии. Истинная философия, по мнению Карпова, действует «между внушениями религии и политики», согласовывает существенные требования человеческой природы с законами веры и условиями отечественной жизни. Рус. Оригинальная философия должна, определив место человека в мире, охарактеризовать его как тип истинно рус. Жизни, т.е. В условиях общественной жизни и уставах православной церкви, «элементы которых существенно вошли в природу россиянина и сделали его субъектом народным», – и тогда, наконец, «прояснить ему его обязанности по отношению к Отечеству и Религии». Если государство имеет свою философию, то должна образоваться своя «наукословность», если же оно не проявило своей народно-философской идеи, то или довольствуется подражанием, или «еще живет одною жизнию практической».
В книге «Систематическое изложение логики» (1856), за которую ему была присуждена Демидовская премия, логика рассматривается Карповым исключительно как наука о формах мышления. В своих философских воззрениях, проникнутых идеализмом, Карпов держался золотой середины. Таково его «Введение в философию» (1840), где делается попытка провести «философский корабль между бесконечным и строгим догматизмом философии». Кроме того, им написаны. «Взгляд на движение философии в Христ. Мире», 1856. «Философский рационализм новейшего времени», 1860. «Вступительная лекция в психологию», 1868..
Дополнительный поиск Карпов Василий Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Карпов Василий Николаевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карпов Василий Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 25 символа