Карсавин Лев Платонович

185

(1882—1952) — русский философ. Окончил Петербургский университет, там же стал профессором. В 1922 выслан из России. С 1926 профессор университетов в Каунасе и Вильнюсе. В 1948 арестован, умер в лагере. Основные сочинения. "Восток, Запад и русская идея" (1922), "Церковь, личность и государство" (1923), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925), "О личности" (1929) и др. Испытал влияние гностицизма, а также воззрений Хо- мякова, Соловьева, Кузанского. Будучи историком-медиевистом, рассматривал исторические процессы в культурологическом плане. Стремление понять глубинные основы истории привело К. К философии и богословию, созданию философской системы, открывавшей новый этап русского философствования. Философия, согласно К., должна опираться на веру и в этом смысле быть служанкой богословия, но не его рабой.

Она свободна в рациональном Богознании, выступая феноменологией догмата с целью достижения скрытой в нем философской истины. В основе учения К. Находится онтологический принцип всеединства, который он стремился представить в иной (по сравнению с Соловьевым и др.) модели с целью приблизить его к здешней реальности и выявить его динамический аспект. Опираясь на идеи Николая Кузанского, К. Конструирует всеединство как бесконечную иерархию всеединств, где каждый последующий элемент стяженно включает в себя предыдущие. Абсолют (Бог) есть совершенное всеединство и в этом смысле непостижимое. В процессе сотворения мира (теофании) Абсолют передает самого себя "иному", которое есть абсолютное ничто, но, воспринимая божественное содержание, становится "тварным нечто".

В духе пантеизма К. Отвергает какую-либо особость тварности по отношению к Богу. Тварь есть также Бог, Бог в его несовершенстве, активное восстановление ею Бога есть также его активное самовосстановление. В любых своих мыслях и действиях тварь единосущна Богу, но при этом сотворение твари Богом из ничего есть и ее собственное свободное самоопределение. Динамика опознания тварью себя в Боге выражена К, в фундаментальной категории его метафизики — категории триединства, выявляющей определенную упорядоченность различных бытийных состояний или действий в форме триады. Первоединство — само-разъединение — самовоссоединение. Всеединство же в этом плане выступает как статика ("покой и остановка") бытия, изменяющегося в динамике триединств.

С целью раскрытия этой динамики К. Вводит в онтологию категорию личности, что делает особенно оригинальной его метафизику, строящуюся на основе трех верховных начал. Бог — Триединство — Личность. В полном смысле слова личностью является только Бог, наделенность лицом выражает полноту бытия. Поскольку тварное бытие изначально единосущно Богу, то здешнее бытие утверждается как несовершенно личное, наделенное формою личности. Следовательно, тварь есть не сущее, но становящееся. Суть этого онтологического изменения — обретение тварью личности или обожение. К. Развертывает сложную схему процесса обожения, учитывая свободу личности, чем определяется наличие зла (греховной неполноты любви к Богу), и, строя глобальную онтологическую ди- намику, объемлющую нерасчленимо связанные между собой "историю Бога" и историю твари.

"сначала — только один Бог, потом — Бог умирающий и тварь возникающая, потом только одна тварь вместо Бога, потом — тварь умирающая и Бог воскрешающий, потом — опять один только Бог". Связав концепцию личности с понятием триединства, К. Формулирует идею симфонической (соборной) личности, т.е. Всевозможных совокупностей людей, составляющих иерархию здешнего бытия. Индивид оказывается подножием этой пирамиды, подчиненным целому, надиндивидуальному, коллективному. Он должен заботиться лишь о том, чтобы полнее осуществить в себе высшую симфоническую личность, что явно противостоит идее стяжания благодати как личного и прямого отношения человека к Богу. Наглядное выражение отмеченных принципов представляет философия истории К., построенная во многом в духе гегельянства.

Целью исторического мышления, согласно К., является осмысление всего сотворенного всеединства как единого развивающегося субъекта или потенциально всеобъемлющей личности. Каждый отдельный элемент (субъект) целого стяженно содержит в себе в одном из аспектов всеединство (и тем самым совершенство), что делает возможным взаимопроникновение субъектов и снимает вопрос об исторической причинности. Весь исторический процесс является божественно человеческим, критерий же его приближения к идеалу находится в личности Иисуса. Поэтому историческая наука должна быть религиозной, более того, православной. История человечества есть, следовательно, раскрытие Церкви как всеобъемлющей личности. Что касается государства, то оно должно стремиться к тому, чтобы стать личностью внутри церкви.

Концепция личности и истории, стремление понять судьбу России в контексте православия закономерно привели К. К участию в евразийском движении с его оправданием большевистского тоталитаризма. Не принимая большевизм этически, К. Считал, что за внешними его проявлениями скрыт "хитрый дух истории", осуществляющий руками коммунистов могучий творческий порыв России к Абсолюту. Довольно быстро К. Порывает с евразийством. Однако участие его в теоретическом обосновании евразийской утопии наглядно показало возможность тоталитарной интерпретации учения о всеединстве при отсутствии в нем идеи стяжания благодати.Г.Я. Миненков.

Значения в других словарях
Карсавин Лев Платонович

Карсавин Лев Платонович [1(13).12.1882, Петербург, ‒ 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], русский религиозный философ и историк-медиевист, ученик И. М. Гревса. ..

Карсавин Лев Платонович

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952) - российский религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу. Профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-46). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.. ..

Карсавин Лев Платонович

(1882-1952), русский философ, историк-медиевист. Родился 1 декабря 1882 в Петербурге. В 1901-1906 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1913 защитил магистерскую, а в 1916 - докторскую диссертации. Обе были посвящены итальянскому Средневековью. В 1922 он был избран ректором Петроградского университета. Однако в том же году, вместе с другими деятелями культуры, Карсавин был выслан из страны. В эмиграции (Берлин, затем Париж) Карсавин публикует ряд философских..

Карсавин Лев Платонович

Карсавин, Лев Платонович - историк. Родился в 1882 г., окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета, получив золотую медаль за сочинение "Сидоний Аполлинарий, как представитель культуры V века" (части этой работы потом напечатаны в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1908, и в "Сборнике учеников профессора Гревса"). Поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (за 1908, 1909 и 1910 годы) ряд этюдов по истории францисканства, дающие убедитель..

Карсавин Лев Платонович

Карсавин, Лев Платонович - историк. Родился в 1882 г., окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета, получив золотую медаль за сочинение "Сидоний Аполлинарий, как представитель культуры V века" (части этой работы потом напечатаны в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1908, и в "Сборнике учеников профессора Гревса"). Поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (за 1908, 1909 и 1910 годы) ряд этюдов по истории францисканства, дающие убедитель..

Карсавин Лев Платонович

(1882 – 1952) – историк культуры, философ, поэт, знаток религиозных учений европейского Средневековья. Развивал учение о всеединстве применительно к проблеме личности, методологии истории, истории культуры, социологии. В 1922 году выслан из СССР. С 1926 г. В Кламаре под Парижем возглавлял "Евразийский семинар", член редколлегии газеты " Евразия" и ее ведущий автор. В 1944 г. Отстранен от преподавания в университете, уволен из музея. В 1949 г. Уволен из Художественного института, арестован, обви..

Карпов Василий Николаевич

(род. 1798- ум. 1867), рус. Философ, психолог, переводчик и комментатор Платона, изучению наследия кот. Посвятил половину своей жизни. Плодом этой работы являлся сначала перевод важнейших диалогов (1841), а затем 4 тт. «Соч. Платона» (1863). В мастерски написанных им введениях к каждому из диалогов и филологических, исторических и философских примечаниях к ним он выступал как блестящий критик и комментатор. Карпов понимал философию как науку, рассматривающую «все бытие как одно гармоническое цел..

Каррель (Сarrel) Алексис

(род. 28 июня 1873, Сент-Фуа, Жиронда – ум. 5 нояб. 1944, Париж) – франц. Медик и психолог, лауреат Нобелевской премии 1912. С 1909 был профессором биологии и психологии в ин-те Рокфеллера в Нью-Йорке. Как биолог в своей работе «Man – the unknown» (1935) защищал целостную антропологию, стремясь дать исчерпывающее представление о человеческом существовании в условиях современной жизни.. ..

Картезианство

(от Картезий, Cartesius — латинизиров. Имени Декарта) — термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей — как в области философии, так и в области естествознания 17—18 вв. "Тремя великими кар- тезианцами" традиционно именуют Лейбница, Спинозу и Мальбранша. Метафизика Декарта с ее предельными предпосылками и основаниями, с ее строгим различением двух типов субстанций — мыслящей и протяженной, с ее методологическим требованием безусловной чистоты применяемых ..

Картезий

См. Декарт.. ..

Дополнительный поиск Карсавин Лев Платонович Карсавин Лев Платонович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карсавин Лев Платонович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карсавин Лев Платонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 23 символа