Лапшин Иван Иванович

204

(1870-1952) - русский философ, психолог, ученик и последователь А.И. Введенского. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, по окончании которого был командиро-ван за границу. Работал в Британском музее, специализировался по кантианству в английской философии, с 1897 - приват-доцент, с 1913 - экстраординарный профессор Петербургского университета, преподавал логику в Александровском лицее. В 1906, минуя степень магистра, защитил докторскую диссертацию ("Законы мышления и формы познания"). В 1922 выслан из России. Был профессором Русского юридического факультета в Праге. Главный труд - "Законы мышления и формы познания" (1906). Л. Также автор работ. "Проблема "чужого я" в новейшей философии" (1910).

"Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм" (1917). "Философия изобретения и изобретение в философии" (тт. 1-2, 1922). "Художественное творчество" (1922). "Философские взгляды Радищева" (1922). "Эстетика Достоевского" (1923). "Феноменология" (1937) и др. Обосновывая систему абсолютного имманентизма, Л. Полностью отрекается от метафизики, стесняющей своими догматами свободу мысли. Обладая обширной эрудицией, Л. В своих работах систематично разобрал основные метафизические построения западной и российской философий, показав, что во всех них речь идет о "проблематических объектах мысли". Метафизический дуализм "вещей в себе" и "познающего субъекта" Л. Называет "фальшивым", "фикцией" и т.п., за ним стоит "мышление в несобственном смысле слова".

Гармония духа как цель критической философии недостижима на почве метафизики. Познаваемы только те предметы, которые обладают чувственным содержанием, будучи оформлены временем, пространством и другими категориями, т.е. Даны в опыте. За "вещь в себе", считает Л., принимают неисчерпаемость явлений. Показать это и призвана философия, которая должна первоначально доказать изначальную слитость и взаимопроникновение форм познания и законов мышления. Законы познания - суть законы мира, "потому, что самый мир мне дан как представление и, следовательно, a priori подчинен логическим условиям представимости - категориям". В свою очередь, субъективность сводима к логическому единству сознания. Основной закон - закон противоречия, который (как и другие законы мышления) не обладает онтологическим статусом, неприменим вне опыта, а следовательно, и к "вещам в себе", о которых нельзя сказать, существуют они или нет.

Л. Вводит понятие сплошного опыта, в котором неразличимы ощущения, формы созерцания и категории. Только те или иные интенции сознания актуализируют определенные сегменты опыта, перадресовы-вая на них внимание. Ощущения, созерцание, опыт в целом даются нам через акты суждения, обусловлены ими в силу единства самосознания. С этих позиций Л. Дана критика баденского неокантианства (Виндельбанда) за его попытку разделения законов природы и законов истории. Познание идет через постепенную выработку в сознательном понятии апостериорным путем априорных форм, которые, хотя и присущи человеческому сознанию извечно, раскрываются ему не сразу. В ходе познания будут вскрываться понятия, уже заданные самой структурой сознания (важно их "усмотреть").

Таким образом, законы мышления находятся "виртуально" в тесной связи с материалом чувственного познания. Отсюда определение Л. Своей позиции как "виртуального априоризма" и тезис об оправданности для имманентизма эмпирического реализма. Метафизике в этих построениях нет места, и ее появление свидетельствует, согласно Л., о редукции философии к мифологии (в этом ключе Л. Был проделан анализ гносеологического символизма, рассматривающего явление как символ "вещи в себе"). Однако в этом пункте размышлений для него встает проблема реальности "чужого я", так как чужая душа и "дана" и "не дана нам". Будучи имманентна нашему сознанию, она всегда и запредельна ему, что противоречит исходным принципам Л., - "чужое я" есть тогда лишь гипотетическая конструкция.

Мы постоянно переживаем иллюзию непосредственной данности "чужого я", в основе которой - склонность к "эстетической перевоплощаемости". Фактически же я познаю лишь непрерывные подстановки душевных состояний в "чужом я". Трансцендентное "чужое я" заменяется имманентным представлением о плюрализме сознаний. Во многом сложность этой проблемы для философии Л. Объясняется невыраженностью у него традиционной для кантианства моральной проблематики (его интересы смещены в эстетическую сферу) и его активным неприятием того, что он называл "интеллектуальной трусостью". Под последней он имел в виду непоследовательность в мышлении, возникающую из-за боязни утратить такие ценности, как, например, вера в Бога, что вытекает из последовательного отрицания метафизики.

Последние работы Л. (пражского периода) были посвящены, главным образом, вопросам творчества в области философии, науки и, в первую очередь, искусства, а также изучению русской и чешской культур (прежде всего, музыки).В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Лапшин Иван Иванович

ЛАПШИН Иван Иванович (1870-1952) - русский философ, ученик и последователь Александра И. Введенского. Приват-доцент (1897) и профессор (1913) Петербургского университета, в 1922 выслан из России. Жил в Праге, где был профессором Русского юридического факультета. Сочинения - "Законы мышления и формы познания" (1906), "Проблема "чужого Я" в новейшей философии" (1910), "Философия изобретения и изобретение в философии" (т. 1-2, 1922).. ..

Лапшин Иван Иванович

Писатель. Род. В 1870 г. Окончил курс в спб. Университете по историко-филологическому факультету, где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенского. По окончании курса был оставлен при университете по кафедре философии. Преподавал логику в Александровском лицее, психологию — в женских гимназиях. Преподает историю педагогических теорий на высших женских и на военно-педагогических курсах. В спб. Университете читал курсы по истории педагогических теорий, по критичес..

Лапшин Иван Иванович

(1870-1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее влияние. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 - приват-доцент ..

Лапшин Иван Иванович

Лапшин, Иван Иванович - философ. Родился в 1870 г. Преподавал логику в Александровском лицее. Состоит профессором философии в Петроградском университете, на высших женских и на военно-педагогических курсах. Перевел с английского "Text-Book of Psychology" Джэмса, приложив к нему статью. "Философское значение психологических воззрений Джэмса". За сочинение "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906) получил степень доктора философии. В этом сочинении Лапшин стоит на почве критицизма и доказыва..

Лапшин Иван Иванович

Лапшин, Иван Иванович - философ. Родился в 1870 г. Преподавал логику в Александровском лицее. Состоит профессором философии в Петроградском университете, на высших женских и на военно-педагогических курсах. Перевел с английского "Text-Book of Psychology" Джэмса, приложив к нему статью. "Философское значение психологических воззрений Джэмса". За сочинение "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906) получил степень доктора философии. В этом сочинении Лапшин стоит на почве критицизма и доказыва..

Лаплас (Laplace) Пьер Симон, Маркиз

(род. 28 марта 1749, Бомон-ан-Оже, Кальвадос – ум. 5 марта 1827, Париж) – франц. Математик и астроном. Первым доказал постоянство средних движений планет («Mecanique celeste», 5 vol., 1799 – 1825) и развил теорию о возникновении планет Солнечной системы («Exposition du Systeme du monde», 2 vol., 1796), не совпадавшую с теорией, защищаемой Кантом. Согласно Лапласу, Солнечная система должна была образоваться из вращающейся газовой туманности, в то время как Кант в качестве первоначального состояни..

Лаппо-данилевский Александр Сергеевич

(1863-1919) - историк, философ. С сер. 1990-х гг. Преподавал в Петербургском ун-те. С 1899 - действительный член Академии наук. В 1916 в Кембридже Л.-Д. Было присвоено почетное звание доктора права. Л.-Д. - один из членов - учредителей Социологического общества им. М.М. Ковалевского, созданного в 1916.Л.-Д. Разработал оригинальную концепцию методологии истории. В основе концепции - своеобразно истолкованные идеи неокантианства. Важнейший труд Л.-Д. - "Методология истории". Цель гуманитарной наук..

Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа Де, Герцог

(род. 15 сент. 1613, Париж – ум. 17 марта 1680, там же) – франц. Моралист. Его перу принадлежат ставшие знаменитыми «Reflexions, ou sentences et maximes morales» (1655. Переведены на все культурные языки. Рус. Пер. «Размышления, или Сентенции и максимы о морали», 1788 и позже), где он – правда, слишком односторонне, с точки зрения придворно-аристократической жизни, – усматривает основы всех поступков в человеческом эгоизме.. ..

Ласк (Lask) Эмиль

(род. 25 сент. 1875, Водовице, Краковское воеводство – ум. (погиб) 26 мая 1915) – нем. Философ. С 1910 профессор в Гейдельберге, ученик Винделъбанда. Стремился дать новое обоснование метафизики с помощью своего учения о категориях категорий. Учение об объективном идеальном бытии связывал с теорией ценностей. Осн. Произв. «Die Logik der Philosophie und der Kategorienlehre», 1911. «Die Lehre vom Urteil», 1912. «Gesammelte Schriften», 1923-1924.. ..

Дополнительный поиск Лапшин Иван Иванович Лапшин Иван Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лапшин Иван Иванович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лапшин Иван Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 20 символа