Ле-цзы

216

Даоский трактат, назван по имени предполагаемого автора Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.), состоит из восьми глав, седьмая глава передает взгляды Ян Чжу (прибл. 440-334 до н.э.). В стилевом отношении сходен с даоским трактатом "Чжуан-цзы" (4-3 вв. До н.э.). В том и другом филос. Идеи выражаются в форме притчи или диалога. "Л.-ц." детализирует, развивает и дополняет положения даоского трактата "Дао дэ цзин". В "Л.-ц." разрабатывается новая модель даоской космогонии и конкретизируется завершающая стадия антропогонии - происхождение человека из космической пустоты и энергии. Дается определение сущности человека через "человеческое сердце". Выстраивается типология человеческого субъекта - "совершенномудрый человек", "духовный человек", "совершенный человек", "человек совершенной веры", "человек, владеющий изменениями" и т.д.

"Л.-ц." оптимизирует проблему индивидуального и общественного существования посредством снятия абсолютной противоположности жизни и смерти и введения идеала Страны Всеобщего Процветания. Он насыщает органическую ритмику инь и ян (см. Инь-ян, У сын) человеческой жизни гносеологическим содержанием и открывает пути к родовым архетипам, где человек сливается с естеством (цзы жань) и обретает его физическое, духовное и интеллектуальное могущество. "Л.-ц." предлагает собственную концепцию династийного наследования Поднебесной и в критике конфуцианства активизирует развитие историко-философского сознания.Щуцкий Ю.К. Основные проблемы к истории текста Ле-цзы // Записки коллегии востоковедов. III. 1928. Вып. 2. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая.

Ян Чжу, Ле-цзы, Чжуан-цзы (6-4 вв. До н.э.). М., 1967. Торчинов Е.А. Даосизм (опыт историко-религиоведческого описания). СПб., 1993. Чжуан-цзы. Ле- цзы. М., 1995..

Значения в других словарях
Ле-цзы

Знаменитый китайский философ даосской школы V в. До Р. Хр. Иначе он назывался Юй-коу. В своем "Чун-сюй-чжи-дэ-цзин", т. Е. "Трактате об абсолютной пустоте и совершенной добродетели", он дает разработку и развитие общего философского учения, преподанного Лао-цзы в "Дао-дэ-цзине". О существовании сочинения Л. Упоминает древнейший китайский словарь Эр-я. Чжуан-цзы отводит ему в своем трактате целую главу. В. П. Васильев относит Л. Ко времени более позднему и признает труд его интерполированным. Поз..

Ле-цзы

Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.?).Впервые упоминается Лю Синем (1 в. До н.э.- 1 в. Н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. Текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. ..

Лашелье (Lachelier) Жюль

(род. 27 мая 1832, Фонтенбло – ум. 16 янв. 1918, там же) – франц. Логик и философидеалист. Познакомил Францию с философией Канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние Лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике Лашелье Эмиле Б у тру и оказавшую влияние на Бергсона. Осн. Произв. «Du fondement de l'induction», 1871. «Psychologie et metaphysique», 1885.. ..

Ле Сенн (Le Senne) Рене

(род. 8 июля 1882, Эльбеф, Нижняя Сена – ум. 1 окт. 1954) – франц. Метафизик. Исходил из идей Гамелена и Бергсона, близко стоял к христ. Экзистенциализму. Свою философию он называл «идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом». «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии общества и познания. Осознанное самим собой Я обладает частицей бесконечного Я, которое есть «ценность». Я и не-Я в сознании взаимно пронизывают друг друга. Сущность религии заключается в том, чтобы переступ..

Лебон (Le Вon) Гюстав

(1841-1931) - фр. Философ, социолог и психолог, один из основателей социальной психологии.В ряде книг ("Эволюция материи" (1886), "Эволюция сил" (1907) и др.) на эмпирическом материале анатомии, физиологии, физики и химии защищал натурфилософские подходы, близкие к энергетизму. Особое место в его научном наследии занимают труды в области обществознания ("Психология толпы" (1895), "Психология революций" (1912), "Психология социализма" (1908) и др.), в которых проводится идея особой значимости пси..

Лебон (Lе Вon) Гюстав

(1841-1931) - французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения. "Эволюция материи" (1886), "Психология маг-с" (1895), "Психология социализма" (второе русск. Изд., 1908), "Психология революций", "Психология толпы", "Эволюция сил" (1907) и др. В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических п..

Дополнительный поиск Ле-цзы Ле-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ле-цзы" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ле-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа