Лебон (Le Вon) Гюстав

156

(1841-1931) - фр. Философ, социолог и психолог, один из основателей социальной психологии.В ряде книг ("Эволюция материи" (1886), "Эволюция сил" (1907) и др.) на эмпирическом материале анатомии, физиологии, физики и химии защищал натурфилософские подходы, близкие к энергетизму. Особое место в его научном наследии занимают труды в области обществознания ("Психология толпы" (1895), "Психология революций" (1912), "Психология социализма" (1908) и др.), в которых проводится идея особой значимости психологического фактора в познании жизни людей, а сама общественная психология считается движущей силой истории. Согласно Л., расовые (национальные) различия между народами дополняются их наследственными психологическими различиями.

Такие различия обусловливают различия в воззрениях расовых групп и способствуют конфликтам между ними.Основное внимание Л. Уделил толпе. По Л., толпа - это такое скопление, совокупность людей, которое составляет как бы единое существо. Отличительной особенностью толпы является, во-первых, то, что сознательная личность здесь исчезает, ибо она становится безвольным автоматом, подчиняется произвольным импульсам, действует аффективно, а чувства и мысли всех участников толпы ориентированы в одном и том же направлении. Во-вторых, в толпе всякое чувство, всякое действие заразительно и притом в такой высокой степени, что индивид очень легко жертвует общему интересу своим личным интересом. В результате образуется вполне определенная и существующая лишь некоторое время коллективная душа, заставляющая всех входящих в толпу людей чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

В-третьих, в толпе у индивидов появляются такие особые свойства, которые не встречаются у них в изолированном положении, прежде всего - восприимчивость к внушению. Характеризуя толпу как психологическую массу, Л. Говорит, что эта масса инстинктивно жаждет подчинения авторитету вождя. Масса не может жить без властелина, и она покорится всякому, кто объявит себя ее властелином. Вождям и их идеям Л. Приписывает непреодолимую силу, которую он называет "престижем", или господством. Это господство парализует критические способности индивидов и наполняет их души почтением - чувством, подобным гипнотическому ослеплению.Л. Считал, что эпоха кон. 19 и нач. 20 в. Знаменует собой "эру толпы" - могущество психологической массы, значение которой как единственной и вместе с тем разрушительной силы общественного процесса все увеличивается.

Относясь враждебно к массе как толпе, Л. Полагал, что именно толпа в силу своей импульсивности, изменчивости, раздражительности ответственна за распад общества, гибель цивилизации, поскольку она ведет к революциям и социализму. По Л., идея равенства противоречит природе человека, она несовместима с подлинной демократией, поэтому необходимо всячески бороться с коллективистскими, социалистическими идеями масс.Учение Л. Оказало значительное влияние на последующее развитие социальной психологии и социологии. Его социально-психологическая характеристика феномена толпы до сих пор сохраняет свою научную значимость и широко используется в анализе поведения индивидов в составе уличной и др. Видов толпы.Эволюция материи.

СПб., 1912. Психология народов и масс. СПб., 1995. Психология социализма. СПб., 1997. B.C. Грехнев.

Значения в других словарях
Ле Сенн (Le Senne) Рене

(род. 8 июля 1882, Эльбеф, Нижняя Сена – ум. 1 окт. 1954) – франц. Метафизик. Исходил из идей Гамелена и Бергсона, близко стоял к христ. Экзистенциализму. Свою философию он называл «идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом». «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии общества и познания. Осознанное самим собой Я обладает частицей бесконечного Я, которое есть «ценность». Я и не-Я в сознании взаимно пронизывают друг друга. Сущность религии заключается в том, чтобы переступ..

Ле-цзы

Даоский трактат, назван по имени предполагаемого автора Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.), состоит из восьми глав, седьмая глава передает взгляды Ян Чжу (прибл. 440-334 до н.э.). В стилевом отношении сходен с даоским трактатом "Чжуан-цзы" (4-3 вв. До н.э.). В том и другом филос. Идеи выражаются в форме притчи или диалога. "Л.-ц." детализирует, развивает и дополняет положения даоского трактата "Дао дэ цзин". В "Л.-ц." разрабатывается новая модель даоской космогонии и конкретизируется завершающая ст..

Лебон (Lе Вon) Гюстав

(1841-1931) - французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения. "Эволюция материи" (1886), "Психология маг-с" (1895), "Психология социализма" (второе русск. Изд., 1908), "Психология революций", "Психология толпы", "Эволюция сил" (1907) и др. В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических п..

Лев Хiii (граф Винченцо Джоаккино Печчи)

(1810-1903) - 284-й Папа Римский, был избран в 1878. Энцикликой "Aeterni Patris" ("Вечные Отцы") открыл неосхоластическое движение. Призвал католиков быть на уровне динамизма светской науки, культуры, политики - всего того, что характеризовало Европу кон. 19 в. Видел величие Фомы Аквинского в его неподражаемом искусстве теологии, связующем разум с верой предельно органическим образом, так что и разум, и вера сохраняют свои права и достоинства в целостности и неприкосновенности. Подчеркивал необх..

Дополнительный поиск Лебон (Le Вon) Гюстав Лебон (Le Вon) Гюстав

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лебон (Le Вon) Гюстав" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лебон (Le Вon) Гюстав, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 21 символа