Лебон (Lе Вon) Гюстав

196

(1841-1931) - французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения. "Эволюция материи" (1886), "Психология маг-с" (1895), "Психология социализма" (второе русск. Изд., 1908), "Психология революций", "Психология толпы", "Эволюция сил" (1907) и др. В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических процессов и явлений, расцениваемых как общие у представителей одного народа. Совокупность таких признаков обусловливает единство и специфику феноменов социального порядка, присущих данному народу. "души народа", его чувств, верований, мыслей, учреждений, искусств.

Душевный строй народа достаточно устойчив и связан с определенным общественно-историческим опытом. Л. Поддерживал идеи иерархии рас и детерминации индивидуальных психических характеристик расовой принадлежностью. Анализируя проблемы "психики толп", Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Индивид в толпе характеризуется утратой индивидуального начала и возобладанием бессознательных мотивов в его поведении. В толпе действует "закон духовного единства толпы", подав-ляется индивидуальное рациональное начало.

С элитарист-ских позиций Л. Оценивал историю цивилизации и делал прогнозы относительно ее будущности. По его мнению, достижения культуры связаны с деятельностью определенного аристократического начала, создающего и навязывающего массам идеи и образцы посредством утверждения, повторения и заражения. Выступал как противник идей демократии и равенства. По мысли Л., развитие промышленности, средств массовой коммуникации, рост городов приведут к тому, что общественная жизнь все более будет зависеть от масс. Как результат, общество вступает в век масс, характеризуемый доминированием "бессознательной деятельности толпы". Понятия "массы" и "толпы" Л. Отождествлял. Теоретические и идеологические позиции Л. Особенно ярко отразились в его критике социализма и социалистических идей.

Социализм, согласно Л., может осуществиться лишь как общество, состоящее из толп неприспособленных к жизни людей и дегенератов. Возможность прихода социалистов к власти Л. Связывал с мирным или вооруженным переворотом. Результатом установления социалистического строя станет огосударствление экономики, приводящее к ее отставанию по сравнению с другими странами и к экономическому краху. Социализм неизбежно, как считал Л., эволюционирует к анархии и к диктатуре. Творчество Л., нося скорее публицистический, чем исследовательский характер, тем не менее привело к созданию ранних вариантов концепций массового общества и массовой культуры, повлияло, в частности, на Фрейда (концепция родового бессознательного и др.).М.Н.

Мазаник.

Значения в других словарях
Ле-цзы

Даоский трактат, назван по имени предполагаемого автора Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. До н.э.), состоит из восьми глав, седьмая глава передает взгляды Ян Чжу (прибл. 440-334 до н.э.). В стилевом отношении сходен с даоским трактатом "Чжуан-цзы" (4-3 вв. До н.э.). В том и другом филос. Идеи выражаются в форме притчи или диалога. "Л.-ц." детализирует, развивает и дополняет положения даоского трактата "Дао дэ цзин". В "Л.-ц." разрабатывается новая модель даоской космогонии и конкретизируется завершающая ст..

Лебон (Le Вon) Гюстав

(1841-1931) - фр. Философ, социолог и психолог, один из основателей социальной психологии.В ряде книг ("Эволюция материи" (1886), "Эволюция сил" (1907) и др.) на эмпирическом материале анатомии, физиологии, физики и химии защищал натурфилософские подходы, близкие к энергетизму. Особое место в его научном наследии занимают труды в области обществознания ("Психология толпы" (1895), "Психология революций" (1912), "Психология социализма" (1908) и др.), в которых проводится идея особой значимости пси..

Лев Хiii (граф Винченцо Джоаккино Печчи)

(1810-1903) - 284-й Папа Римский, был избран в 1878. Энцикликой "Aeterni Patris" ("Вечные Отцы") открыл неосхоластическое движение. Призвал католиков быть на уровне динамизма светской науки, культуры, политики - всего того, что характеризовало Европу кон. 19 в. Видел величие Фомы Аквинского в его неподражаемом искусстве теологии, связующем разум с верой предельно органическим образом, так что и разум, и вера сохраняют свои права и достоинства в целостности и неприкосновенности. Подчеркивал необх..

Леви (Levy) Бернар Анри

(р. 1949) - фр. Философ, один из лидеров движения "новых философов" в 1970-х гг. Испытал влияние Ф. Ницше, А. Камю, структурализма (гл. Обр. М. Фуко, Ж. Лакана), Р. Барта. Свою задачу видит в создании "новой онтологии власти", где власть и социальная действительность фактически совпадают, а онтология выступает в качестве теории, исследующей политические структуры мира. Познание также приобретает черты политической эпистемологии, философия принимает формы и образы политики. Центральный онтологиче..

Дополнительный поиск Лебон (Lе Вon) Гюстав Лебон (Lе Вon) Гюстав

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лебон (Lе Вon) Гюстав" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лебон (Lе Вon) Гюстав, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 21 символа