Магия

252

(лат. Magia, от греч. Mageia) - различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей. Древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации. Форма раннерелигиозных верований. Первый тип специализированной творческой деятельности.Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. От религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи. Апелляция к М. Позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые гос-ва, получать статус святых и богов после смерти.

М. Вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.По Б. Малиновскому, М. Обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности. На ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда. М. Действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах. М. Представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения. М. - предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. Всякий язык имеет магическую функцию. Миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа.

Этнографические исследования показывают, что М. Воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в "обожествленном еретике" - шамане. М. Дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. Заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.Антропологи исследуют М. В основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.).

Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее - психикой и физиологией человека - объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об "эффективности символов", якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур.Все объяснения М. Строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу.

Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. Предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. Рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке. Астрология исходит из психокосмических связей. Экстрасенсорика и психокинез - из психической энергии. Телепатия, ясновидение, предвидение - из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека. Подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М.

Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики. М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. Определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. Из культуры или редукции ее к чему-то иному, "рациональному".Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. Как функции некоторых способов социальной организации ("функционализм" Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма.

Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. Как реакции на определенные социальные потребности, а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей. Задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. Обнаруживается в ее принципиальной приграничности с наукой и практикой. Там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М.Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М.

Выполняет не только научную, но и общекультурную функцию - раскрывает корни и содержание современного "оккультного возрождения", освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Заблуждающийся разум. М., 1990. Магический кристалл. М., 1992. Знание за пределами науки. М., 1996. Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII-XIX вв. М., 1999. Разум и экзистенция. СПб., 1999. Касавин И.Т. Миграция. Креативность.

Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.И.Т. Касавин.

Значения в других словарях
Магия

(лат. Magia, от греч. Magéia) колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. М., как и другие явления первобытной религии, возникла в древнейшую эпоху, когда человек был бессилен в борьбе с природой. Магические обряды, распространённые у всех народов мира, чрезвычайно разнообразны. Общеизвестны, например, «порча» или «лечение» заговорённым пит..

Магия

МАГИЯ (от греч. Mageia) (колдовство - волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.. ..

Магия

МАГИЯ (от греческого mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе.. ..

Магия

Мнимое тайное искусство вызывать с помощью сверхъестественных сил, главным образом при содействии духов, явления, идущие вразрез с современными представлениями о законах и силах природы. О происхождении слова см. Волхвы. М. Распадается на мантику, или искусство предсказывать будущее (см. Гадание), и оперативную М., или М. В тесном смысле. Последняя есть искусство мудреца, подчинившего себе силы, которые обыкновенные люди считают сверхъестественными, и с их помощью вызывающего явления, которые дл..

Магия

(греч. Mageia, от пер. Mogh - огнепоклонник). То же, что чародейство. Тайная наука персидских и халдейских жрецов, перешедшая в Европу и распространившаяся здесь в XIV и XV вв.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)волшебство, чудодейство, мнимое искусство производить чудеса. В средние века различали м. Белую и черную, в зависимости от того, прибегал ли чародей к содействию небесных сил или к помощи дьявола.(Источник. "Полный словарь иностранн..

Магия

Чародейство, волшба, чудотворство, теургия, волшебство, нигромантия, чудодействие, колдовство, чернокнижие, чары, волхвование, чудотворность, ворожба, шаманство, ведовство. ..

Магия

Ж. Знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию. Последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство. Знахарство может относиться и к тому, и к другому виду. Магический, к магии относящ. Маг или магик м. Обладатель таинств магии, в том или в другом значении.. ..

Магия

Ж.1) Совокупность приемов и обрядов, связанных с верой в способность человека (колдуна, мага) с помощью сверхъестественных сил воздействовать на природу, людей, животных. Колдовство, волшебство, чародейство.2) а) перен. Необыкновенная сила воздействия на кого-л.б) Притягательная, покоряющая сила. Очарование.. ..

Магия

МА́ГИЯ -и. Ж. [лат. Magia]. ..

Магия

-и, ж. Совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная м. (чародейство, волшебство, объясняемое участием и помощью сатанинских сил). Любовная м. (различные способы любовной ворожбы). Ле-чебная м. (заклинания, молитвы, снадобья, предназначенные излечивать от болезней). II прил. Магический, -ая, -ое. Магические^ приёмы, заклинания.. ..

Магия

Магии, мн. Нет, ж. (греч. Mageia) (книжн.). Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством к-рых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой, можно подчинить себе т. Наз. Сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления. Черная магия. (в средние века - чародейство с помощью адских сил), белая магия. (с помощью небесных сил). || перен. Волшебство, очарование. Магия слова.. ..

Магия

Ма́гия Заимств. Из нем. Маgiе или лат. Magia, едва ли непосредственно из греч. Μαγεία (см. Маг), вопреки Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 254).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Магия

(Magic. Magie) - практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями. Форма общения со сверхъестественными "надмирными". Силами. Объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем боле..

Магия

(Magic. Magie) — практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями. Форма общения со сверхъестественными «надмирными» силами. Объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы. Психологи. ..

Магия

(от греч. Mageia — волшебство, колдовство) — таинственная, сверхъестественная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств. Магическая картина мировидения возникает там, где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. П., т. Е. Без допущения и видимого проявления причинного ряда действий.. ..

Магия

— колдовство, волшебство - обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Лечебная М. Своими корнями связана с народной медициной. Вредоносная М. — насылание порчи врагу-чужеплеменнику. Любовная или половая М. — ухаживание, привораживание. Промысловая М. -действия охотника для приманивания и поимки зверя. Аграрная М. — колдовские приемы воздействия на урожай и погоду. Исполнителями магических обрядов обычно выступают специалисты — знахари..

Магия

(от греч. Mageia) - колдовство, волхвование, волшебство, чародейство, т. Е. Поверья, обряды, приемы и операции, к-рым (независимо от того, признаются ли они церковью или преследуются ею) суеверное воображение приписывает способность сверхъестественным, иррациональным образом оказывать иногда непосредственно, иногда на расстоянии, но всегда автоматически - реальное воздействие в желательном направлении на те или иные объекты (одушевленные и неодушевленные). Эта специфика М. Связана с верой в возм..

Лютеранство

..

Мабли (Мably) Габриель Бонно Де

(род. 14 марта 1709, Гренобль – ум. 23 апр. 1785, Париж) – франц. Историк, писатель. Брат Кондильяка. Общественная жизнь, согласно Мабли, первоначально была основана и на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате частной собственности, ставшей осн. Источником всех несчастий человечества. Единственный способ восстановить «систему общности» имуществ – уменьшить имущественные неравенства через ограничения потребностей и пресечения роскоши. Коммунизм Мабли – аскетический ком..

Магия Слова

..

Магия

По одним толкованиям – нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы. По другим, связанным с постметафизическми учениями – непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия. Магия неотделима от образа мага, колдуна. Магия возникла в первобытном обществе и вошла во многие религии и обряды. Существуют культы, делающие основной акцент исключительно на магии. Такие культы объединены общим названием брухерия.. ..

Магия

Великая «Наука». Согласно Девериа и другим востоковедам, «магия считалась священной наукой, неотделимой от религии» у древнейших и самых цивилизованных и ученых народов. Египтяне, например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и таким были и все еще являются индусы. « заключается в поклонении богам и достигается поклонением им», говорил Платон. Могла ли тогда нация, которая, как доказано благодаря неопровержимым свидетельствам надписей и папирусов, твердо верила в магию на протяж..

Магия

"Видите ли, эта магия - хитрая вещь, сэр. Она строится и питается на собственном воображении человека и его внутренних страхах. Маг просто позволяет и помогает нам самим поднять из подсознания то, что потом нападает на нас - то, чего мы более всего боимся", (А.Нортон).. ..

Дополнительный поиск Магия Магия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Магия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Магия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа