Мальбранш (Ма1еbrаnсhе) Никола

171

(1638-1715) - французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения. "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. Стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. Христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. Считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной или причиной волевого акта следует понимать не что иное, как лишь "повод" для истинно "действующей" причины, т.е.

Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Картезия М. Дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. Различает четыре вида или пути познания объектов. Познание бытия Бога через посредство самих вещей. Познание материальных тел через идеи вещей. Познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге, являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах.

В толковании идей М. Был близок к Платону, считая, что созерцая последние, человек видит их в Боге. Не Бог существует в мире, а мир в Боге. "Все существует в Боге", "Бог есть местодухов" - эти, и подобные им высказывания М. Были близки к спиритуализму, в то время как признание им "материальных творений" придавало его учению пантеистическую окраску ("Бог находится повсюду в мире"). М. Оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 в. Идеи М. Были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Малколbм (Мalcolm) Норман

..

Мальбранш (Мalebranche) Никола

(1638— 1715) — французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения. "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. Стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. Христианско-августинианс..

Мальро (Мalraux) Андре

(род. 3 нояб. 1901, Париж – ум. 1976) – франц. Писатель-философ. Занимался археологией и китаеведением, много путешествовал по Южной и Восточной Азии, Афганистану и Персии, России и Северной Америке, проводил исследования в Индокитае. Пребывание в Кантоне и Испании связано с его революционной деятельностью. Приблизительно с 1934 Мальро начинает выступать против всех форм тоталитаризма, борясь за духовную свободу. В своих романах он изображает человека как обладающего силой соперника Всевышнего. ..

Мальтус (Мalthus) Томас Роберт

(1766-1834) - английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус-колледже Кембриджского университета (1784-1788). Магистр (1791), помощник священника в одном из приходов графства Суррей. В 1795-1804 преподавал в Джезус-колледже. С 1805 до конца жизни - профессор современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где совмещал преподавание с деятельностью священника. По политическим убеждениям - умерен..

Дополнительный поиск Мальбранш (Ма1еbrаnсhе) Никола Мальбранш (Ма1еbrаnсhе) Никола

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мальбранш (Ма1еbrаnсhе) Никола" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мальбранш (Ма1еbrаnсhе) Никола, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 30 символа