Манихейство

230

— религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. На Ближнем Востоке и распространившееся в 3—11 вв. От Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8—9 вв. Стало государственной религией уйгуров. М. Основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет — тьма, добро — зло). Оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии). Как религиозно-философское учение М. Представляло собой. 1) рационалистический подход. 2) радикальную форму материализма. 3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в М.

Не просто как моральные, но также и как онтологические и космические начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но в то же время вечных и взаимосвязанных, неразделимых . Эти две субстанции — в вечной борьбе и смешении".) Основатель М. — Сураик, прозванный Мани (214—277), из персидского княжеского рода. Как утверждает сказание, в отрочестве он оставляет родной дом по указанию явившегося Ангела. Получает разностороннее религиозное образование. От отца — в рамках парсийской веры, самостоятельно — через комплекс вавилонских учений. Мани выступает с проповедью своей религии при дворе царя Сапора (Сабура, 238). Подвергается гонениям. Уходит с миссионерством на Восток — в Китай, Индию, Восточный Туркестан (по другой версии, был казнен, а проповедническую деятельность вел уже другой человек, взявший то же имя).

В 270 возвращается в Персию. Идейно противостоит мобедам — жрецам господствующей религии. В 277 вступил в диспут с великим мобедом Кирдэром при дворе Бахрама I и отказался доказывать истинность своей веры глотанием расплавленного свинца и показом чудес. По преданию, Мани был обезглавлен, а из его содранной кожи сделано чучело. По другой версии, основы М. Были заложены за 100—150 лет до рождения Мани. Главные положения учения якобы сформировал купец Скиорианк ("Тайны", "Главы", "Евангелие", "Сокровища").Оставшееся после него состояние хранила некая вдова, у которой был раб по имени Кубрик. По смерти вдовы последний завладел этим состоянием, взял себе имя Манес, что означало либо сосуд, либо (греч.) "дух" или "ум".

К этому времени у Манеса уже было 22 ближайших ученика. Дальнейшие события жизни Мани совпадают с первой версией. Основное же различие заключается в том, что в первом случае Мани является непосредственным создателем религии, тогда как во втором он выступает, по всей видимости, адептом некоего тайного культа, чье учение он решается разгласить. Мани оставил много литературных трудов. "Сабуркан", "Книга тайн", "Евангелие", "Книга гигантов", "Свет достоверности" и др., из которых до 20 в. Дошли только отдельные фрагменты, чем и обусловливается сложность систематизации учения Мани. Дуалистическое учение М. Развертывается в системе "трех времен". В "первое время" существуют два вечных противостоящих принципа. Добро и Зло, Свет и Тьма.

"Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою. "Второе время" — этап смешения двух принципов. Зло (материя) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порождает Матерь Жизни, а та — Первочеловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит поражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец порождает через Матерь жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и луна способствуют освобождению божественного Света. Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыванием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время" — период окончательного разделения Света от материи и торжества Добра.

Люди в М. Являются творениями тьмы (материи), которая заключила их души — искры Света — в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он божественен. Освобождение души — исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца. Мировоззренческую и историко-религиозную доктрину характеризует следующий текст самого Мани. "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской. В другое время через Заратуштра (Зороастра) — в стране персидской. Еще в другое — через Иисуса, в краях западных.

После того сошло на землю это нынешнее откровение. Через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани отно- сился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета. Моисей, по Мани, не был вдохновлен Богом, это было теневое начало, именно поэтому Ветхий Завет надлежит отвергнуть. Очищение добра от зла среди людей происходит, согласно версии М., стараниями "избранных", которые вместе с "послушниками" и образуют церковь.

"Избранные" очищаются от зла не только посредством чистой жизни, безбрачия и отказа от семьи, но и воздерживаясь от материальных забот, занимаясь лишь самосовершенствованием. "Послушники" же ведут жизнь менее совершенную, заботясь об "избранных", чтобы они ни в чем не нуждались. Согласно учению М., грех происходит не от свободной воли, а от универсального злого начала, которое проникает в нас. Из плоти и духа следуют две субстанции, две души и два разума, один благой, другой порочный, порождая борьбу между ними. Плоть желает одного, дух — противоположного. По мысли Мани, "Сыны Света" имеют определенную многоступенчатую иерархию от Учителей — "Сынов кротости", до рода оглашенных (мирян). Следование духовной иерархии, по Мани, позволит Свету одержать победу.

Основу культа М. Составляли молитвы, гимны и строгий этический аскетизм, с элементами ритуалов буддийской, стоической, пифагорейской жизни. Это позволяло тайно распространяться учению Мани. В 3—4 вв. Оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена императора Диоклетиана начинаются карательные действия против манихеев со стороны государства и ортодоксального христианства. Движение продолжает существовать до 10—11 вв. Впоследствии существенно влияло на формирование павликанства и богомильства и — наряду с гностицизмом — легло в основу ересей альбигойцев и катаров. Сохранилось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, который 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех ступеней посвящения.

Немецкий ориенталист Кесслер собрал фрагменты М. Учения и издал отдельным трудом (1889).В.В. Лобач, A.A. Легчилин.

Значения в других словарях
Манихейство

религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 веке и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (Зороастризм, маздеизм, парсизм) и христианских мифов и ритуалов. М. Обычно связывается с Гностицизмом. Название «М.» происходит от имени его основателя — полулегендарного Мани (около 216 — около 277). Согласно преданию, он проповедовал своё учение в Персии, Средней Азии, Индии. Ему приписывают около 7 работ религиозно-этического содержания. Основное содержание М. Составило ..

Манихейство

МАНИХЕЙСТВО - религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. Н. Э. От Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ерес..

Манихейство

Религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде М. Считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом. Новейшие авторитеты (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и мусульманством. Родиной М. Была Месопотамия, основателем — Сураик, сын Фатака (у греч. Пис. — Πατέκιος), персидско-парфянского княжеского происхождения, род. В 214 г. В Вави..

Манихейство

Религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических(см. Гностицизм). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. Манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяж..

Манихейство

Манихеизм. ..

Манихейство

Религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. Н. Э. От Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.. ..

Манихейство

- религия, возникшая в III в. В Персии, распространилась во многих странах от Италии до Китая. Основателем считают полумифического проповедника Мани (216-277 гг.). Представляет собой синтез зороастризма и христианства. Из христианства М. Заимствовало идею мессианства. Мани считался посланником небесного мира света. В основе М. Лежит зороастрийский дуализм, признание двух начал бытия — противоборствующих царства света, добра, духа и царства тьмы, зла, материи. Борьба завершится катастрофой, в рез..

Манихейство

Религ. Учение, зародившееся в 3 в. В Месопотамии на основе вавилонских, перс. (зороастризм) и христианских культов и по ряду осн. Положений близкое к гностицизму (см. В ст. Гностики). Основоположник М. - Мани. В основе М. Лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Связывая зло с материей, а добро со светом, как духовным началом, М. Рассматривало окружающий мир как воплощение зла, а цель мирового развития видело в "спасении" частиц све..

Манихейство

Религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. На Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. От Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. Стало государственной религией уйгуров. М. Основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло). Оно соединяет в себе идеи па..

Манихейство

МАНИХЕЙСТВО - религиозно-философское учение, основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет-тьма, добро-зло). М. Соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии). Основатель - Сураик, прозванный Мани (214-277), из персидского княжеского рода. Как утверждает сказание, в отрочестве он оставляет родной дом по указанию явившегося Ангела. Получает разностороннее религиозное образование. От от..

Манегольд Из Лаутербаха (Мanegold von Lauterbach)

(род. Ок. 1060 – ум. После 1103, Марбах, Эльзас) – теолого-политический странствующий оратор ранней нем. Схоластики. «Наставник современных учителей», первый в нем. Философии критик интеллектуализма. Философию характеризовал как опасное для веры и души «излишество», ссылаясь на противоречия между языческими философами. Он признавал значение только за этикой, причем различал, по античному образцу, политические, очищающие и чистые добродетели. Защищал принцип народного суверенитета и благородство ..

Манифест Коммунистической Партии

..

Мания Самого Себя

Ограничение воли интересами изолированного Я при пренебрежении интересами другого и общими целями (Паульсен). Своекорыстие, эгоизм, игнорирующий общее благо.. ..

Мантика

(от греч. Mantis – пророк) – искусство прорицания, напр. Астрология, хиромантия (искусство чтения по руке), гадание на картах, заклинание и вопрошение мертвых (некромантия), толкование снов и др.. ..

Манихейство

Религиозное учение, самый влиятельный из дуалистических культов. Основано пророком Мани. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Манихейство представляет из себя униве. ..

Дополнительный поиск Манихейство Манихейство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Манихейство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Манихейство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа