Нагарджуна
(санскр. Nagarjuna) - основатель филос. Школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. Приходится на 2-3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4-5 вв.) Н. Род. В брахманской семье на юге Индии и прошел полный курс брахманского образования, а затем обратился в буддизм сам и обратил местного царя. По сообщениям Сюань Цзана (7 в.), деятельность Н. Проходила в Северо-Вост. Индии. Имя его окутано густым туманом легенд и чисто фольклорных сюжетов. Существенно только то, что он подверг критике классическое буддийское учение, обратившись в махаяну, полемизировал с противниками буддизма, участвовал в миссионерской деятельности, уже при жизни почитался бод-хисаттвой, а после смерти стал объектом культа.
Из приписываемых Н. Порядка 200 сочинений наиболее достоверными считаются пять.Основное из них - "Мулямадхьямака-карика". ("Строфы, основополагающие для [учения] о срединном пути") - около 450 стихов, распределенных по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеинд. И классических буддийских филос. Категорий, в ходе которой раскрывается "пустотность" эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена критической интерпретации одного из философско-религиозных топиков, в последовательности. Причинность. Движение. Три классификации дхарм по 12 опорам сознания, пяти "группам" и 18 "элементам". Аффекты и их носители. Возникновение, пребывание и разрушение вещей.
Действие и деятель. Воспринимаемое и воспринимающий. "огонь и топливо". Круговорот бытия. Страдание и его истоки. Категория реальности. Взаимодействие факторов эмпирического мира. Категории бытия и небытия. Зависимость и освобождение. Действия и результаты. Атман. Время. Причины и следствия. Появление и исчезновение вещей. Будда как "совершенный". Ошибки мышления. Четыре "благородные" истины Будды. Нирвана. 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида. Ложные мнения. Критика общепринятых понятий осуществляется Н. В контексте различения двух уровней истины - конвенциональной и абсолютной. Н. Прямо объявляет, что "те, кто не распознают различия этих двух истин, не распознают и глубинный смысл учения Будды". Излюбленный метод "негативной диалектики" Н.
- восходящая уже к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Н. Открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей. От себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность предицирования ее существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.В семидесятистишье "Виграка-вьявартани" ("То, что устраняет дискуссии"), сопровождаемом автокомментарием, развивается центральная доктрина Н. - учение о "пустотности", которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида и отсутствием у вещей собственной природы.
Здесь же Н. Критикует общеинд. Эпистемологию - учение об источниках знания - и пытается опровергнуть основной довод противников "негативной диалектики" (которая, чтобы быть последовательной, должна отрицать, по их суждению, и самое себя). "Юктишаштика" ("Шестьдесят стихов о [логической] когерентности") перекрывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с зависимого происхождения состояний бытия индивида и завершая характеристикой "великих душ", которые уже достигли "освобождения" или приближаются к нему и которым противопоставляются души, приверженные страстям и "заключенные в клетку объектов".В "Вайдалья-пракаране" ("Трактат об обращении в пыль [ложных учений]") подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 диалектических то- пиков.
Это произведение важно для хронологизации текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Н. "Ратна-вали" ("Гирлянда драгоценностей") - стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой - посвящена этической, сотериологической и политической проблематикам в перспективе философии мадхьямики. В главах 1-3 благосостоянию в этом мире противопоставляется высшее благо "освобождения". В главе 4 - "Поведение царя" - представлена буддийская концепция царской власти, даются практические советы монарху. Основными добродетелями царя должны быть первые "совершенства" следующего путем бодхисаттвы. Щедрость, нравственность и терпение. В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой. Первый символизирует совершенство земной власти, второй - духовное пробуждение.Перу Н., возможно, принадлежит и "Упая-хридал" ("Сердцевина средств [дискуссии]") - один из ранних буддийских учебников по теории аргументации.Н.
Стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников выделяются Арья-дэва (3 в.) и такие комментаторы его основного труда, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандра-кирти (7 в.). Mulamadhyamakakarika of Nagarjuna. The Philosophy of the Middle Way. Introduction, Sausrkrit Text, English Translation and Annotation by D.J. Kalupahana. Delhi, 1999. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуна. Религиозно- философский трактат. М., 2000.Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.В.К. Шохин.
Дополнительный поиск Нагарджуна
На нашем сайте Вы найдете значение "Нагарджуна" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нагарджуна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 10 символа