Нагарджуна

210

(санскр. Nagarjuna) - основатель филос. Школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. Приходится на 2-3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4-5 вв.) Н. Род. В брахманской семье на юге Индии и прошел полный курс брахманского образования, а затем обратился в буддизм сам и обратил местного царя. По сообщениям Сюань Цзана (7 в.), деятельность Н. Проходила в Северо-Вост. Индии. Имя его окутано густым туманом легенд и чисто фольклорных сюжетов. Существенно только то, что он подверг критике классическое буддийское учение, обратившись в махаяну, полемизировал с противниками буддизма, участвовал в миссионерской деятельности, уже при жизни почитался бод-хисаттвой, а после смерти стал объектом культа.

Из приписываемых Н. Порядка 200 сочинений наиболее достоверными считаются пять.Основное из них - "Мулямадхьямака-карика". ("Строфы, основополагающие для [учения] о срединном пути") - около 450 стихов, распределенных по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеинд. И классических буддийских филос. Категорий, в ходе которой раскрывается "пустотность" эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена критической интерпретации одного из философско-религиозных топиков, в последовательности. Причинность. Движение. Три классификации дхарм по 12 опорам сознания, пяти "группам" и 18 "элементам". Аффекты и их носители. Возникновение, пребывание и разрушение вещей.

Действие и деятель. Воспринимаемое и воспринимающий. "огонь и топливо". Круговорот бытия. Страдание и его истоки. Категория реальности. Взаимодействие факторов эмпирического мира. Категории бытия и небытия. Зависимость и освобождение. Действия и результаты. Атман. Время. Причины и следствия. Появление и исчезновение вещей. Будда как "совершенный". Ошибки мышления. Четыре "благородные" истины Будды. Нирвана. 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида. Ложные мнения. Критика общепринятых понятий осуществляется Н. В контексте различения двух уровней истины - конвенциональной и абсолютной. Н. Прямо объявляет, что "те, кто не распознают различия этих двух истин, не распознают и глубинный смысл учения Будды". Излюбленный метод "негативной диалектики" Н.

- восходящая уже к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Н. Открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей. От себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность предицирования ее существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.В семидесятистишье "Виграка-вьявартани" ("То, что устраняет дискуссии"), сопровождаемом автокомментарием, развивается центральная доктрина Н. - учение о "пустотности", которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида и отсутствием у вещей собственной природы.

Здесь же Н. Критикует общеинд. Эпистемологию - учение об источниках знания - и пытается опровергнуть основной довод противников "негативной диалектики" (которая, чтобы быть последовательной, должна отрицать, по их суждению, и самое себя). "Юктишаштика" ("Шестьдесят стихов о [логической] когерентности") перекрывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с зависимого происхождения состояний бытия индивида и завершая характеристикой "великих душ", которые уже достигли "освобождения" или приближаются к нему и которым противопоставляются души, приверженные страстям и "заключенные в клетку объектов".В "Вайдалья-пракаране" ("Трактат об обращении в пыль [ложных учений]") подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 диалектических то- пиков.

Это произведение важно для хронологизации текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Н. "Ратна-вали" ("Гирлянда драгоценностей") - стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой - посвящена этической, сотериологической и политической проблематикам в перспективе философии мадхьямики. В главах 1-3 благосостоянию в этом мире противопоставляется высшее благо "освобождения". В главе 4 - "Поведение царя" - представлена буддийская концепция царской власти, даются практические советы монарху. Основными добродетелями царя должны быть первые "совершенства" следующего путем бодхисаттвы. Щедрость, нравственность и терпение. В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой. Первый символизирует совершенство земной власти, второй - духовное пробуждение.Перу Н., возможно, принадлежит и "Упая-хридал" ("Сердцевина средств [дискуссии]") - один из ранних буддийских учебников по теории аргументации.Н.

Стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников выделяются Арья-дэва (3 в.) и такие комментаторы его основного труда, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандра-кирти (7 в.). Mulamadhyamakakarika of Nagarjuna. The Philosophy of the Middle Way. Introduction, Sausrkrit Text, English Translation and Annotation by D.J. Kalupahana. Delhi, 1999. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуна. Религиозно- философский трактат. М., 2000.Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.В.К. Шохин.

Значения в других словарях
Нагарджуна

(около 2 в.) индийский мыслитель, влиянием которого отмечено 2-е пятисотлетие религиозной и философской истории Буддизма. В трактате «Муламадхьямикакарика» [«Изложение (учения) об исконной срединности»] Н. На примере анализа философских учений своего времени дал образцы диалектического метода, который имел теоретико-познавательную направленность. Принципиально отказываясь фиксировать собственную философскую позицию, Н. Предложил приёмы негативной критики любых концепций — так называемое шуньявад..

Нагарджуна

НАГАРДЖУНА - древнеиндийский философ (ок. 2 в.), основатель мадхьямики. Главное сочинение - "Мадхьямика-карика", или "Мадхьямика-сутра".. ..

Нагарджуна

НАГАРДЖУНА, древнеиндийский философ (около 2 в.), основатель буддийской школы мадхьямики. Называл свою философию "срединным путем" истинного буддизма. Главное сочинение - "Мадхьямика-карика", или "Мадхьямика-сутра".. ..

Нагарджуна

Древнеиндийский философ (ок. 2 в.), основатель мадхьямики. Главное сочинение - "Мадхьямика-карика", или "Мадхьямика-сутра".. ..

Нагарджуна

НАГАРДЖУНА (2 в. Н.э.) - индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы мадхьями-ка, "учения о срединности", представитель школы махаяны. В буддизме Н. Является Архатом, 14-м Патриархом и считается Бодхисаттвой. Ему воздаются почести как "Второму Будде". Проповедовал в Наланде (Западная Индия). Путешествовал в Китай, много сделал для обращения в буддизм народов этой страны. Н. Приписывается около 200 трудов. Основной из них. Трактат "Карики срединного учения" ("Mylamadhyma Ka-K..

Навыки

Действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. Не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков – динамический стереотип. Неосознанные, складывающиеся в ходе приспособления к окружающей среде навыки характерны для животных, но аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не осознаны, их практически нельзя передать др. Человеку. Только осмысленные, осознанно расчлененные и объ..

Навязчивая Идея

Идефикс, представление, которое «вопреки воле человека выступает на передний план сознания, представление, от которого нельзя избавиться, которое мешает и расстраивает нормальное течение процесса» (Вестфаль).. ..

Нагель (Nagel) Эрнест

..

Надежда

Ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное ценностное значение Н. Обосновывалось тем, что она воспринимается как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности Н. Не всегда делался вывод о том, что она является злом. Н.-иллюзия выступала в роли утешения (Эсхил "Прикованный Прометей"), которое хотя и не способно отвести удары судьбы, зато в силах избавить человека от страдания в ожидании неизбеж..

Нагарджуна

..

Нагарджуна

(Санскр.) Архат, отшельник (уроженец Западной Индии), обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатый Патриарх, теперь считается Бодхисаттвой-Нираманакайей. Он был знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах. Был первым учителем доктрины Амитабхи и представителем Школы Махаяны. Считая его величайшим философом буддистов, к нему обращались как к «одному из четырех солнц, освещающих мир». Он родился в 223 г. До Р.Х., и, отправившись в Китай после своего обращения, в свою очередь о..

Дополнительный поиск Нагарджуна Нагарджуна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нагарджуна" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нагарджуна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 10 символа