Надежда
Ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное ценностное значение Н. Обосновывалось тем, что она воспринимается как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности Н. Не всегда делался вывод о том, что она является злом. Н.-иллюзия выступала в роли утешения (Эсхил "Прикованный Прометей"), которое хотя и не способно отвести удары судьбы, зато в силах избавить человека от страдания в ожидании неизбежного. Ценность иллюзорной Н.- утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая Н. Ведет к отчаянию, в то время как главное для человека - сохранить мужество перед лицом любых ударов судьбы.
В нейтральном значении понятие Н. Раскрывается как ожидание события, которое с ценностной т.зр. Может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано понимание Н. Как положительной ценности - справедливой награды за добродетельную жизнь. Положительное значение Н. В античности закрепилось и в том, что Н. Символически изображали на монетах, а в Др. Риме существовало культовое почитание Н.В христианстве Н. Трактуется исключительно как положительная ценность. И хотя допускается, что объектами Н. Могут быть различные (включая материальные) блага, в ней усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности.
Ее основное содержание - упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская Н.). В таком качестве Н. Рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и милосердием. Наиболее распространена т.зр., что Н. В сравнении с др. Теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла "любовь из них больше". Она пребывает вечно, в вере же и в Н. Потребность утрачивается, когда Царство Божье становится фактом.Понятие Н. Занимает существенное место в моральной философии И. Канта. Согласно Канту, высшее благо предполагает соединение добродетели и счастья, между которыми объективно существует напряжение. В моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем.
Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья не постижимы разумом и могут быть предметом лишь Н. В качестве условий возможности высшего блага и оснований Н. На его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Н., как и страх, не может быть, по Канту, нравственным мотивом. В качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.В современных рассуждениях о Н. В разных филос. Контекстах переосмысливаются антич. Христианские представления. Одни философы отождествляют Н. С иллюзией, рассматривают ее как предлог уйти от решения смысложизненных дилемм в мир грез (А. Камю, Ж. Батай, Д.Д. Руне) и противопоставляют ей безнадежность как отсутствие всякого обмана.
Другие считают Н. Сущностно связанной со свободой и творчеством и признают ее необходимой и весьма эффективной движущей силой развития как в личностном, так и социальном, историческом и даже космическом аспектах (П. Рикёр, Э. Блох, Э. Фромм).Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. Соч. В 6т. [I]. М., 1965. Т. 4. Камю А. Бунтующий человек. М, 1990. Льюис К.С. Просто христианство // Льюис К.С.Любовь, страдание, надежда. М., 1992. Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Левицкий С.А. Трагедия свободы // Левицкий С.А. Соч. М., 1995. Т. I. Зарин СМ. Аскетизм по православно- христианскому учению. М., 1996. Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. Berlin, 1954- 1959. Bd 1-3. Shorey P. Hope // Encyclopedia of Religion and Ethics. Edinburgh. New York, 1974..
Дополнительный поиск Надежда
На нашем сайте Вы найдете значение "Надежда" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Надежда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 7 символа