Нарциссизм

231

(греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном значении - самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Н. И соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Понятие Н. Иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности - "Познай самого себя" - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания. Н. Как научное понятие было введено в оборот X. Эллисом в 1898 для обозначения патологической формы самовлюбленности.

Наибольшее распространение и популярность получило вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях. В классическом психоанализе Фрейда понятие Н. Использовалось с 1910 и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием принципа удовольствия. В конечном счете в психоанализе понятие Н. Использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосознаваемой самовлюбленности и двух форм Н. 1) первичного Н. - общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психосексуального развития, характеризующейся отождествлением объекта и субъекта любви) и 2) вторичного Н.

- когда либидо взрослого человека дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя - на Эго, "Я" человека). Наряду с данными значениями понятие Н. Употреблялось, Фрейдом также для. А) обозначения сексуальной перверсии, при которой основным объектом сексуальных устремлений человека является его собственное тело, б) обозначения нарциссического выбора объекта любви, основанного на сходстве объекта с самим субъектом. Этот тип избрания объекта любви по своему собственному образу и подобию истолковывался Фрейдом как попытка обретения в объекте любви самого себя, являющаяся следствием некоторого нарушения либидо, в) обозначения гомосексуального выбора объекта, г) обозначения либидозного дополнения эгоизма, д) обозначения эгоцентризма, когда человек считает себя точкой отсчета в выборе поведенческих стратегий и др.

В психоанализе Фрейда довольно представительно использовались введенные им понятия. 1) "нарциссическое либидо" (либидо, направленное на "Я" (Я-либидо), которое иногда отождествлялось им с влечением к самосохранению). 2) "нарциссиче-ская идентификация" (процесс самопроецирования на "Я" утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на "Я" и обусловливает отождествление собственного "Я" с оставленным объектом, в силу чего человек направляет на "Я" предназначавшиеся объекту различные амбивалентные импульсы, в том числе и агрессивные). 3) "нар-циссические неврозы" (функциональные расстройства психики, отличительной чертой которых является фиксация либидо на ранних фазах развития и его направленность на "Я", повышающие уровень абвивалентности чувств.

По Фрейду, характерными признаками этих неврозов являются активное участие "Я" в происхождении заболевания и их соответствие конфликту между "Я" и "Сверх-Я"). 4) "нарциссическое удовлетворение" культурой или культурным идеалом (являющее собой бессознательное ощущение довольства и избранничества, обусловленные самолюбованием, самодовольством и самовлюбленностью членов того или иного культурного сообщества). Принципиально важным моментом психоаналитической трактовки Н. Явилось признание его как качества и свойства, присущего человечеству в целом. При этом, согласно Фрейду, в процессе развития науки по общечеловеческому Н. Было нанесено три сокрушающих удара. 1. "Космологический удар" Коперника (доказавшего, что Земля не является ни центром мира, ни центром галактики, ни центром нашей планетарной системы).

2. "Биологический удар" Дарвина (доказавшего происхождение человека из животного мира и его связь с ним) и 3. "Психологический удар" Фрейда (доказавшего бесспорный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации человеческой жизнедеятельности и поведения). "Психологический удар" Фрейд оценивал как "самый чувствительный удар". В психоаналитической традиции проблема Н. И отдельные аспекты ее, в той или иной мере и степени, разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции Фрейда. Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес К. Абрахам, установивший существование негативного Н., который лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии.

В аналитической психологии Юнга понятие Н. Употреблялось преимущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тяготел к сужению объема его значения до "мастурбаторной самовлюбленности". В 70-80-х 20 в. Последователь Юнга Г. Ко-хут неоднократно критиковал концепцию Н. Фрейда за психобиологический подход и избыточную акцентировку принципа удовольствия. Но эта критика не увенчалась позитивным решением проблемы. Особое значение Н. Как феномен и научная проблема приобрел в гуманистическом психоанализе Фромма, в котором психоаналитическая концепция Н. Квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда. Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил существенную реформацию психоаналитического подхода, определенную переформулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о Н.

Предложив понимание либидо как психической энергии не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал Н. Как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и концентрация носителя Н. Только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах, неизбежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функционирование на основе предубеждений. На базе исследований индивидуального, группового и общественного Н., Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нар-циссическое ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни.

Отмечая необходимость существования в жизнедеятельности людей оптимально необходимых значений здорового нарциссического ориентирования, Фромм вместе с тем выделил две основные формы патологии Н. 1) доброкачественную (когда объектом Н. Являются результаты собственных усилий) и 2) злокачественную (когда объектом Н. Является не то, что человек производит или делает, а то что он имеет - тело, здоровье, богатство и т.д.), которая нередко приводит к солипсизму и ксенофобии. В качестве примера состояния абсолютного Н., Фромм, вслед за Фрейдом, приводил психоз - заболевание, характеризующееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью. Определенное внимание Фромм уделил исследованию Н.

Как профессионального капитала и профессиональной болезни политиков. Квалифицируя политических лидеров (в т.ч. И харизматических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти фараонов, императоров, Гитлера, Сталина, Трухильо и т.д.) типична совокупность черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха. В результате исследований группового и общественного Н. Фромм пришел к выводу, что наряду с некоторыми позитивными моментами (сплочением людей, созданием ощущения удовлетворенности и др.) и полезными социальными функциями, обеспечивающими существование социальных групп и общества, эти формы Н.

Вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования человечества. По Фромму, степень группового Н. Соответствует реальной неудовлетворенности жизнью членов данной группы, в силу чего характерными чертами группового Н. Являются агрессивность и фанатизм. Как один из источников человеческой агрессивности, групповой Н. (в т.ч. И национальный) порождает и обеспечивает психические предпосылки национализма, национальной ненависти и войн. Общественный Н., по Фромму в своей экстремальной (злокачественной) форме, порождает нарциссическую энергию, которая действует против жизни и роста и выступает как источник агрессии, насилия, деструкции, войны и смерти. В качестве очевидных и частых симптомов патологии общественного Н.

Фромм указывал на недостаток объективности и способности к разумному суждению. В роли сил, противостоящих всевозрастающей интенсивности группового Н. И его многообразным религиозным, национальным, расовым и политическим формам, Фромм рассматривал гуманизм, научное и философское мышление, критицизм и образование. Эти антинарцис-сические силы, по Фромму, в конечном счете должны помочь людям осознать и добиться подлинной цели и духовного развития - освобождения от всех злокачественных, и недоброкачественных проявлений индивидуального, группового и общественного Н.В.И. Овчаренко.

Значения в других словарях
Нарциссизм

Самолюбование, автомоносексуализм, самовлюбленность, самообожание, аутоэрастия. ..

Нарциссизм

М.Употр. Как символ самолюбования, самовлюбленности.. ..

Нарциссизм

НАРЦИССИ́ЗМ -а. М. Самовлюблённость, самолюбование.. ..

Нарциссизм

(narcissismus. Греч. Narkissos Нарцисс, мифологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде. Син. Аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэротизм) форма полового извращения, при которой сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, отдельных его частей, в том числе половых органов. Иногда сопровождается мастурбацией.. ..

Нарциссизм

(narcissismus. Греч. Narkissos Нарцисс, мифологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде. Син. Аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэротизм)форма полового извращения, при которой сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, отдельных его частей, в том числе половых органов. Иногда сопровождается мастурбацией.. ..

Нарциссизм

(narcissismus. Греч. Narkissos Нарцисс, мифологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде. Син. Аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэротизм) - форма полового извращения, при которой сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, отдельных его частей, в том числе половых органов. Иногда сопровождается мастурбацией.. ..

Нарциссизм

(в греч. Мифологии Нарцисс, увидя свое отражение в воде, влюбился в самого себя). 1. Разновидность сексуальной перверсии, при которой человек относится к собственному телу как объекту эротического интереса. Половое удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, особенно половых органов, иногда в сопровождении мастурбации. Син. Аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэротизм. 2. В психоанализе - часть либидо, сосредоточенная на "Я". (нарцистическое либидо). Выделяется н..

Нарциссизм

(греч. Narkissos - Нарцисс, мифологический юноша, влюбившийся в своё отражение в воде. Синонимы - аутофилия, аутоэротизм), половое возбуждение, при котором сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнажённого тела, отдельных его частей, в том числе половых органов, часто в сочетании с онанизмом.Нарциссизм как сексуальная девиация, замещающая другие формы сексуальной активности и у мужчин, и у женщин, встречается крайне редко. Он обычно выступает как эпизод в процессе форми..

Нарциссизм

(Narcissism. Narzissmus) — психоаналитический термин, означающий, в узкоклиническом смысле, сексуальную перверзию, при которой предпочитаемым субъектом объектом выступает его же собственное тело. В более широком значении — любое проявление любви к себе. Юнг допускал употребление этого термина в психопатологии, но при этом ограничивал его тем, что называл «мастурбаторной самовлюбленностью» (CW. ..

Нарциссизм

(в греч. Мифологии Нарцисс, увидя свое отражение в воде, влюбился в самого себя). 1. Разновидность сексуальной перверсии, при которой человек относится к собственному телу как объекту эротического интереса. Половое удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, особенно половых органов, иногда в сопровождении мастурбации. Син. Аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэротизм. 2. В психоанализе – часть либидо, сосредоточенная на «Я» (нарцистическое либидо) Выделяется нарцистическ..

Нарциссизм

(в греч. Мифологии Нарцисс, увидя свое отражение в воде, влюбился в самого себя):. ..

Нарциссизм

НАРЦИССИЗМ (греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном значении - самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Н. И соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Понятие Н. Иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэ..

Народный Дух

Сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа (см. Дух) у представителей одного и того же народа. Идея народного духа впервые нашла свое четкое выражение у Гердера, стала составной частью структуры философии истории Гегеля, была использована Савиньи в качестве принципа объяснения в его учении о праве и, принимая все более позитивистский вид, использовалась многими философами вплоть до В. Вундта в его народной психологии.. ..

Нарратив

(лат. Narrare — языковой акт, т.е. Вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, "сообщающего") текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. Является его самодостаточность и самоценность. Как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается "ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете,..

Насилие

Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность. Узурпация свободной воли в ее наличном бытии (Г.В.Ф. Гегель). "Насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие" (Л.Н. Толстой). Н. Можно интерпретировать как разновидность отношений власти, поскольку последняя представляет собой госпо..

Наслаждение

См. Гедонизм.. ..

Дополнительный поиск Нарциссизм Нарциссизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нарциссизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нарциссизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 10 символа